30.01.2008

Триумф «иностранок». Зарубежные автопроизводители открывают все новые заводы в России

Вчера на церемонии подписания инвестиционного соглашения о строительстве французского автозавода в Калуге глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина сообщила, что только за прошлый год прирост рынка новых машин составил в России более 60%. Собственно российские авто, не выдерживающие конкуренции с прописавшимися у нас «азиатками» и «европейками», окончательно сдают позиции.

По словам г-жи Набиуллиной, в прошлом году российский рынок новых иномарок составил 1 млн. 650 тыс. штук (для сравнения: в 2006 году – 1025 тыс.). Глава МЭРТ сообщила также, что с учетом калужского завода министерство подписало уже 23 соглашения с зарубежными автопроизводителями по режиму промышленной сборки. Инвестиции по ним достигнут 5,2 млрд. долларов, а всего, вместе с производством автомобильных компонентов, вложения составят порядка 6,5 млрд. долларов. Это, заметим, сравнимо с объемом российского экспорта вооружений в прошлом году. По мнению министра, с ростом российской экономики, будет развиваться и автомобильный рынок, который к 2011 году должен стать одним из мировых лидеров.

По данным аналитического агентства «Автостат», изменение структуры авторынка в пользу иномарок становится все более очевидным. В прошлом году россияне купили 750 тыс. отечественных авто на сумму 6,16 млрд. долларов, а на покупку 2,03 млн. зарубежных машин (1,65 млн. новых и 380 тыс. подержанных) соотечественники потратили 47,2 млрд. «зеленых». Рост затрат, впрочем, связан и с тем, что в 2004 году средняя цена автомобиля на российском рынке составляла 11 тыс. долларов, а к концу 2007 года – уже 19,2 тыс. Кроме увеличения доходов населения, причиной «автомобильной интервенции» стали снижение курса доллара (оно делает импорт более доступным), развитие автокредитования и непосредственный перенос производства иномарок на территорию РФ.

Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин считает, что высокие темпы роста проданных иномарок сохранятся и в наступившем году. «Доля иномарок на нашем рынке будет увеличиваться, поскольку спрос на качественные авто постоянно растет, а организация производства зарубежных машин на российской территории выгодна как нашему потребителю, так и иностранному автопрому. Снижается себестоимость производства, ликвидируются таможенные платежи, следовательно, уменьшается цена. Поэтому потребитель голосует рублем за качественные и относительно недорогие иномарки. Также рост продаж будет подстегиваться развитием автокредитования. Сейчас даже на селе все чаще можно увидеть иномарки. Люди предпочитают влезть в долги, но зато купить хорошую машину», – говорит Виктор Похмелкин.

По мнению специалиста, единственной проигравшей стороной в складывающейся ситуации останется отечественный автопром, который по большому счету сам в этом виноват. Его шансы на успешное развитие стремятся к нулю, ведь против него выступают и агрессивные зарубежные производители, и получающее от них значительные инвестиции государство, и главный участник рынка – российский потребитель.

Однако есть и другая точка зрения на эту проблему. «Сразу возникают сомнения, что на новом заводе будут работать калужане, – поделился мыслями с «НИ» доктор экономических наук Никита Кричевский. – Скорее всего, значительную часть мест французы отдадут дешевым гастарбайтерам. Плюс в России нередко собираются устаревшие с технологической точки зрения модели, то есть в страну импортируются старые технологии. Можно констатировать: если раньше россияне платили деньги за подержанные авто, то теперь покупают отсталые технологии, финансируя тем самым зарубежных производителей. Так что, кроме налогов, никакой пользы российской экономике я не вижу».

Также г-н Кричевский скептически высказался относительно высоких темпов роста продаж иномарок в 2008 году. По его мнению, на авторынок может оказать негативное влияние мировой кризис ликвидности. Многим банкам будет не хватать средств для удовлетворения растущего спроса на автокредиты, что приведет к повышению ставок и ужесточению условий выдачи займов.// АНДРЕЙ ДОЛГИХ

Новые Известия