Выставка высокого полета. "История в плакатах "Аэрофлота"" в Музее современной истории России
В название выставки не зря вынесено слово "история". Действительно это прежде всего история, причем страшно увлекательная. И уникальная -- через какие-то смежные темы, например, через историю железных дорог или гражданского флота, можно рассказать историю всей страны, но в этом случае она будет очень длинная. А авиация почти ровесница XX века, причем до революции сфера ее применения была довольно узкой, а гражданской авиации до 1923 года не существовало и вовсе. У советской авиации не было красивого начала -- ни первого авиационного "ботика", ни криво прочерченного монаршей рукой первого маршрута. Советская власть строила совсем новую отрасль и построила -- чтобы в 1933 году Сталин мог сказать: "У нас не было авиационной промышленности. У нас она есть теперь!" Это чувство абсолютной новизны очень отчетливо заметно на плакатах того времени: вот, например, молодой рабочий держит в одной руке кувалду, а в другой -- хрупкий самолетик. Кстати, текст на этом плакате довольно неожиданный: в нем стыдят тех пролетариев, которые еще не стали акционерами советской авиационной госмонополии, и напоминают, что за пополнением списков этих самых акционеров очень внимательно следят. Все эти плакаты очень точно показывают, как рождалось новое. На самом деле любой плакат, даже родченковский, -- это все равно некоторая поденщина. Которая просто обязана фиксировать то, что в данный момент витает -- в данном случае в буквальном смысле -- в воздухе. Это настроение разнится от плаката к плакату -- от жюль-верновских по духу дореволюционных, модернистских и утопических 1920-30-х годов до стильных шестидесятнических. Есть и общее: глядя на все это, понимаешь, как была похожа на советскую страну и одновременно отличалась от нее авиация. Вот, к примеру, по инициативе Троцкого создается "Общество друзей воздушного флота", перед которым ставится задача: "авиацинизация" всей страны, в том числе и ее финансирование. Дружбу -- это видно по представленным вырезкам из газет -- прививали по разнорядке, да и вообще все шло тяжело. Так, один щедрый "друг воздушного флота" публиковал в газете сумму пожертвования и приглашал знакомых сделать то же самое, не забывая указать их имена и адреса. Довольно тоскливо, но все равно складывается впечатление, что авиация была для советских граждан чуть ли не самым главным символом неуклонного прогресса и знаком всеобщего равенства, при котором все наконец-то займут свои места и поднимутся в небо, чтобы добраться до самых далеких уголков страны. Энтузиазма, впрочем, было мало. Так что Троцкому пришлось учредить в 1923 году "Российское общество Добровольного воздушного флота", или акционерное общество "Добролет", прародителя "Аэрофлота". "Добролет" на первых порах выглядел организацией вопиюще капиталистической. Воевал на прибыльных направлениях с конкурентами, привлекал клиентов выгодными предложениями (к примеру, организация, выкупавшая акции на 25 тыс. руб., могла пользоваться самолетом, построенным на ее деньги). Потом, правда, все слияния и поглощения привели к образованию государственной монополии, но даже это вольное начало, не вписывающееся ни в какие правила, поражает. Пересказывать все факты бессмысленно, их тысячи. Первые самолеты с туалетами, летчики-кокаинисты, голуби, которые должны были связывать самолет и наземные службы, агитационные самолеты. И даже первая бонусная программа "Аэрофлота" совсем, как выясняется, не постсоветское нововведение. Оказывается, Владимир Высоцкий летал во Францию к Марине Влади за полцены: в 1978 году рекламно-информационное агентство Министерства гражданской авиации заключило с актером договор, по которому Высоцкий должен был прославлять "Аэрофлот" в своем творчестве, за что получал 50-процентную скидку на авиабилеты. На выставке сам договор, правда, не показывают -- наверное, потому что Высоцкий не особенно его соблюдал, ведь трудно счесть рекламной похвалой такие строчки: "Считайте меня полным идиотом, Но я б и там летел "Аэрофлотом": У них -- гуд бай -- и в небо, хошь не хошь. А здесь -- сиди и грейся: Всегда задержка рейса, -- Хоть день, а все же лишний проживешь!" А еще на выставке можно узнать про то, что стюардессы буквально на крыльях завезли в страну эмансипацию, и вспомнить революционный образ героини Татьяны Дорониной из фильма "Еще раз про любовь". Из всего этого складывается впечатление, что советский "Аэрофлот" был параллельным миром, в котором действовали какие-то иные законы и который, кроме всего прочего, населяли совсем другие, не из обычной жизни женщины. Глядя на синеглазую красавицу, мечту миллионов советских мужчин, которая убеждала летать самолетами "Аэрофлота", люди ерничали: "Как будто есть другие". Но в том-то и дело, что, монополизировав воздух, тот прежний "Аэрофлот", и это видно по плакатам, монополизировал и героизм, и романтику, и представления о комфортной жизни. Которую теперь в таком концентрированном виде и не отыщешь. Наверное, так же, как не смогли отыскать плакат с девушкой в голубой пилотке. Государственный центральный музей современной истории России (бывший Музей революции) с 7 по 24 февраля 2008 года КоммерсантЪ А. Лабунский, 1965 год И. Маркина, 1960 год А. Лабунский, 1965 год А. Лабунский, 1965 год Неизвестный автор, 1961 год Л. Гольберг, 1965 год Неизвестный автор, 1948 год Е. Каждан, 1976 год Г. Клуцис, 1934 год С. Сахаров, 1937 год Неизвестный автор, 1930 год Неизвестный автор, 1958 год А. Родченко, 1923 г |
||