07.02.2008
Nielsen

Более трети "детских" бюджетов. Родители в крупнейших российских городах оставляют в сетевых магазинах детских товаров: исследование Nielsen



От 3100 до 4600 руб. в месяц, - во столько оценивают свои средние ежемесячные затраты на приобретение детских товаров семейства в 5 крупнейших российских городах. Существенную долю "детских" бюджетов получают детские сетевые магазины: на них приходится более трети всех затрат "на детское". Таковы данные недавнего опроса покупателей детских товаров в пяти городах-миллионниках, проведенного в России международной исследовательской компанией Nielsen (ACNielsen).

"Всего в России сегодня насчитывается более 50 сетей магазинов детских товаров, - говорит Денис Шириков, Руководитель Подразделения по работе с розничными сетями компании "Nielsen Россия". И они уже стали серьезным каналом дистрибуции для детских товаров в городах-миллионниках".

"Можно ожидать, что, как в случае с продовольственным ритейлом, в ближайшие годы нас ждет бум специализированной розницы, и в частности "детского" ритейла. В условиях роста конкуренции задачей лидеров станет разработка эффективной стратегии для удержания потребителей и увеличения своей доли в их затратах. Задачей же последователей будет эффективное управление ассортиментом и строительство сильного бренда посредством поиска правильных инсайтов, чтобы "достучаться" до перспективной целевой группы", - считает Денис Шириков.

В ходе опроса покупателей, проведенного Nielsen, целью которого было изучить структуру расходов потребителей на детские товары по каналам сбыта и девяти категориям детских товаров, было опрошено более 2100 человек в пяти российских городах: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Самаре.

Как показали результаты исследования Nielsen, сетевые магазины детских товаров являются наиболее популярным местом покупки детских товаров в российских мегаполисах. В пяти крупнейших городах России за последние 6 месяцев 80% респондентов посещали детские сетевые магазины и 69% респондентов делали покупки в данном формате розничной торговли. Согласно ответам респондентов, на детские сетевые магазины приходится более трети (36%) всех затрат на детские товары девяти изученных товарных категорий.

За детскими сетевыми магазинами следуют: торговые центры с долей затрат 16%, обычные / не специализированные магазины с долей затрат 14% и канал супер- и гипермаркеты, доля которого в совокупных затратах на детские товары составила, по данным исследования, 12%.

В Москве лидерство сетевых магазинов детских товаров еще более очевидно: совокупная доля сетей в затратах опрошенных москвичей на детские товары составляет 41% против 10% затрат для обычных магазинов и 19% затрат для торговых центров.

Лидерами по знанию, покупке и долям затрат на детские товары, относящимся к 9-ти изучаемым товарным категориям, в пяти городах являются "Детский Мир" и "Банана-мама".

В ходе исследования Nielsen были изучены также покупки потребителями товаров в таких категориях, как Детская одежда, Детская обувь, Игрушки (кроме электронных приставок, компьютерных игр!), Товары для спорта и отдыха, Мебель и крупногабаритные товары, Школьные принадлежности и товары для детского творчества, Книги и учебники для детей, Детское питание, Подгузники и средства детской гигиены.

По объему затрат в пересчете на 6 месяцев лидируют следующие категории детских товаров: детская одежда, детская обувь, школьные принадлежности, мебель и крупногабаритные товары.

Среди категорий с самой большой долей продаж в "детских" сетях (от 56% до 47%): игрушки (кроме электронных), детское питание, подгузники и средства детской гигиены. А вот закупать товары для спорта и отдыха, а также книги и учебники большинство опрошенных все же предпочитают в других каналах продаж.

Средние совокупные затраты родителей на приобретение детских товаров в пяти городах исследования составляют от 3100 до 4600 рублей в месяц. Самая многочисленная группа - 40% респондентов, так называемые "Экономные покупатели" тратят "на детское" в среднем до 3500 в месяц, предпочитая несетевые каналы.

Наибольшим же покупательским потенциалом для сетевых магазинов обладают молодые мамы до 31 года с одним или двумя маленькими детьми до 7 лет. В месяц представители этой группы, доля которых по численности составляет 30% от всех опрошенных, тратят на товары до детей от 3400 руб. до 5900 руб. в месяц. Почти половина из них ориентирована на покупки в детских сетях, при этом доля "сетевиков" в их совокупных затратах на детские товары доходит до 86%.

"Чтобы обеспечить лояльность этих покупателей в долгосрочной перспективе ритейлерам придется "растить" свой ассортимент, развивать новые категории - вместе с тем, как будет расти и развиваться их потребитель," - считает Ольга Белова, руководитель отдела специализированных исследований компании "Nielsen Россия".