11.02.2008

Ставка Путина. Президент сбросил налоговое бремя

Сегодня представители предпринимательских объединений (РСПП, "Деловая Россия", "ОПОРА России") соберутся на заседание Координационного совета предпринимательских союзов России (КСПСР), чтобы обсудить будущее налоговой реформы.

Перспективы налоговой политики России 8 февраля на расширенном заседании Госсовета обрисовал президент Владимир Путин. Предпринимателей заявления главы государства обнадежили: им обещано снижение налоговой нагрузки в целом и налога на добавленную стоимость (НДС) в частности. Осталось лишь убедить Министерство финансов, которое на заседании КСПСР будет представлять статс-секретарь - замминистра Сергей Шаталов, выполнить поручение президента, не откладывая порученное в долгий ящик.

Под аплодисменты

"Требуется упростить налоговую систему, минимизировав возможности произвольного толкования законодательства, вводить налоговые стимулы для развития инновационной экономики. И в целом мы должны стремиться к дальнейшему снижению налогового бремени", - заявил Путин на заседании Госсовета, сорвав шквал аплодисментов. "Отвечая на ваши аплодисменты, скажу больше, обращаясь и к правительству, и к депутатам Федерального собрания: мы должны в том числе стремиться к установлению единой и максимально низкой ставки НДС", - добавил он. Овация.

Президент поддержал идею, еще в 2005 году озвученную замруководителя аппарата правительства Михаилом Копейкиным и впоследствии одобренную тогдашним премьером Михаилом Фрадковым, о необходимости радикального снижения и унификации ставки НДС (сейчас НДС составляет 18% на основную массу товаров и 10% - на социально значимые товары). Путин "положил конец бесплодным дискуссиям о том, нужно ли и возможно ли в России снижать ставку НДС". Так прокомментировал заявление президента председатель Совета федерации Сергей Миронов. Проблема одна: Путин предпочел оставить за скобками главное - когда и до какого уровня нужно снижать НДС, сохранив широкое поле для толкований.

Руководитель экспертного управления президента Аркадий Дворкович прогнозирует, что ставка НДС, возможно, снизится с 18 до 12-13%. "Разговоры идут об утверждении ставки в промежутках от 10 до 16%. В то же время специалисты считают, что снижение НДС с 18 до 14-15% бессмысленно, это не изменит административный характер НДС", - считает он. Однако говорить о резком снижении ставки налога до 10%, по его словам, тоже опасно, резкий скачок вызовет чрезмерный риск для бюджета. Дату предполагаемого снижения НДС Дворкович не назвал.

"Очень позитивно воспринимается тезис президента о том, что необходимо дальнейшее снижение налогового бремени. Я надеюсь, соответствующие законодательные инициативы не заставят себя ждать", - считает замруководителя комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике Сергей Беляков.

По его словам, именно радикальное снижение НДС способно обеспечить структурные сдвиги в экономике в пользу перерабатывающих отраслей. "Речь идет и об упрощении администрирования, и о снижении ставки. Причем не на 1-2%, что будет расценено как профанация заявленной реформы, а о радикальном снижении до 10-12%", - добавил он.

По мнению Белякова, откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, неразумно: внешнеэкономическая конъюнктура может ухудшиться. "Нужно учитывать еще и то, что эффект от подобных мер достигается не сразу, а потому нужно действовать как можно быстрее. Думаю, Минфин должен хотя бы раз выполнить то, о чем сказал президент", - заявил Беляков.

"Мы считаем, что ставка НДС 12-13% - это баланс между необходимостью обеспечивать доходы бюджета и интересами бизнеса, который будет активнее инвестировать и развиваться", - заявил председатель "Деловой России" Борис Титов. По его словам, решение о снижении ставки может быть принято уже в этом году и вступить в силу с 2009 года. "Думаю, на сей раз Минфину не удастся отпихиваться от реализации этой идеи, как он делал раньше", - добавил Титов.

"Нужно стремиться к снижению НДС и дать импульс развитию рынка. Но нельзя забывать и о другой равноценной составляющей - создании цивилизованной системы налогового контроля", - считает президент "ОПОРЫ России" Сергей Борисов.

Когда аплодисменты стихли

Вице-премьер - министр финансов Алексей Кудрин уже заявил о том, что обратился к правительству с предложением на месяц (на март 2008 года) перенести обсуждение проекта "Основных направлений налоговой политики на 2009-2011 годы" в связи с необходимостью уточнить положения о едином социальном налоге, налоге на прибыль и НДС. Это внушает бизнесу оптимизм. "Хороший шаг. Минфин тоже начинает понимать, что нужна модернизация налогов под новый этап развития в экономике. У нас складывается консенсус", - уверен Борис Титов. Еще больше бизнес вдохновляет то, что, по признанию Кудрина, снижение НДС - "наша давняя идея". Заметим, до сих пор любые разговоры о сокращении НДС Минфин воспринимал в штыки.

У ведомства Кудрина, как всегда, особое мнение. Глава Минфина конкретизировал, что идея снижения НДС "должна быть реализована, когда мы сможем понять, что это не повлияет негативно на сбалансированность бюджета". О том, когда это поймет Минфин, по словам Кудрина, сейчас еще рано говорить. "Речь идет о том, что в период до 2020 года эта идея, безусловно, должна быть реализована", - добавил Кудрин.

Налицо попытка в очередной раз отложить вопрос о снижении ставки НДС в долгий ящик. А значит, борьба за ставку НДС только начинается. Тем более что умения не исполнять поручения Путина-президента Минфину не занимать. Значит, то же может случиться и с поручениями Путина-премьера.

Убедит ли президент Минфин снизить ставку НДС?

Светлана Орлова / зампред Совета федерации:

Во-первых, мы уже убедили Минфин дважды: сначала налог на добавленную стоимость был снижен с 20 до 18%, а сейчас ведутся переговоры о дальнейшем его снижении до 16%. Во-вторых, необходимо также помнить, что при помощи фирм-однодневок с данным налогом зачастую совершаются махинации. А потому, возможно, мы даже больше теряем, чем получаем благодаря высокой ставке. Соответственно, полагаю, что в результате Минфин мы убедим все вместе. И президент в том числе.

Александр Бабаков / зампред Госдумы (фракция «Справедливая Россия»):

Полагаю, что, если слова президента Минфин все-таки не убедят, тогда это помогут сделать депутаты. Я, например, согласен с тем, что снижать налог необходимо. Другое дело, что нужно при этом понимать, что любое снижение налоговой нагрузки на бизнес обязательно должно иметь социальный выход. То есть снижение должно приводить к адресному использованию ресурсов либо для решения социальных проблем, либо для развития национальной экономики с целью создания рабочих мест и так далее. В итоге если все резюмировать, то уменьшение налогового бремени должно явиться не какой-то одномоментной акцией, а оказаться звеном в комплексе мероприятий, направленных на решение социальных вопросов.

Михаил Хазин / президент консалтинговой компании «Неокон»:

До сих пор президенту сделать этого не удавалось: если Минфину или МЭРТу не нравились его высказывания, они их попросту игнорировали. Посмотрим, как будут развиваться события на этот раз.

Евгений Надоршин / экономист ИБ «Траст»:

Если президент действительно этого захочет, тогда, думаю, убедит. Ведь в принципе сейчас денег в российской экономике достаточно, и поступления от НДС уже не играют той роли, которую играли раньше. Тем не менее я поддерживаю Минфин в том, что снижать ставку налога на добавленную стоимость не стоит. Потому что в случае каких-либо изменений и падения цен на нефть только этот налог сможет спасти ситуацию. То есть получается, что НДС выступает своего рода гарантом стабильности.

ГАЛИНА ЛЯШЕНКО, опрос подготовил АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ

Газета