15.02.2008

Сокращение финансирования программы ДЛО снизило продажи лекарств

Сокращение финансирования программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) вызвало снижение темпа роста продаж в России, а доля импорта в 2007 году по сравнению с 2006 выросла на 16%. Благодаря участию иностранных компаний в программе импорт за 2006 год вырос на 45%, - пишет газета "Ведомости".

Программа ДЛО сократилась на треть - с 2,5 миллиардов долларов до 1,85 миллиардов долларов. По словам гендиректора DSM Group Александра Кузина, "уменьшение количества льготников, имеющих право бесплатно получать лекарства" - одна из основных причин, по которой это произошло. А, по оценке "Фармэксперт" в прошлом году в программе ДЛО участвовало лишь 8% отечественных лекарств, основные же участники программы - иностранные производители.

В отчете компании Gedeon Richter сказано, что ее темпы роста продаж в нашей стране упали с 40% до 15%, поскольку, как объясняется в документе, в 2006 году компания поставила по программе ДЛО лекарств на 38,8 миллионов долларов, в 2007 году - на 5 миллионов долларов. Не говоря о конкретных показателях, руководство компании Bayer Schering Pharma констатирует сокращение темпов роста продаж. По словам директора по продажам Bayer в России Григория Кохеидзе, одна из причин снижения в том, что один из онкологических препаратов компании был исключен из списка закупаемых лекарств. "Кроме того, в 2007 году была практически ограничена выписка препаратов, входящих в льготную программу, несмотря на высокий спрос", - отметил он.

"Определенное сокращение объемов импорта зарубежных лекарств в 2007 году связано с тем, что оригинальные препараты, имеющие более дешевые аналоги, теперь могут заменяться эффективными дженериками", - суммирует глава представительства компании Pfizer в России Режис Ломм. Более 50% всех продаж компаний Novartis и Janssen-Cilag занимает льготная продажа. Однако эти компании не стали обсуждать свои финансовые показатели. Но риски, связанные с работой в ДЛО снижают, по словам директора по коммуникациям Novartis Татьяны Логиновой, и там. В Novartis усилена работа в коммерческом и госпитальном сегменте. Однако, по мнению директора по маркетинговым исследованиям "Фармэксперта" Давида Мелик-Гусейнова, выправить ситуацию за счет аптечных продаж будет сложно: компании, ориентированные на льготные программы, производят в основном дорогие рецептурные препараты, которые большинство россиян не могут купить за свой счет, - отмечают "Ведомости".

Сокращение объема финансирования ДЛО стало причиной стагнации на российском фармрынке: по данным "Фармэксперта", впервые за последние несколько лет он вырос на 5% в денежном выражении, DSM Gorup оценивает рост в 12% (ранее рост составлял до 30%). Рост рынка был обусловлен увеличением объема аптечных продаж, который разные маркетинговые агентства оценивают от 16% до 22%. По прогнозам обоих агентств, в 2008 году рынок вырастет на 15-16%, - пишет газета "Ведомости".