22.02.2008

"ПродЭкспо" потеряла "Самогон". Владелец бренда "Косогоров самогон" впредь отказался от участния в выставке

ПродЭкспо Прошедшая в Москве международная выставка продовольственных товаров "ПродЭкспо" 2008 отметилась не только рекордным количеством участников, но и постепенной сменой арендаторов. Некоторые крупные компании отказались от участия, посчитав свое присутствие там нецелесообразным. Компания "Самогон", владелец бренда и технологии производства "Косогорова самогона" и вовсе обиделась на организаторов, разослав во все СМИ пресс-релиз с негативными комментариями. В заявлении "Самогона" утверждается, что с каждым годом "ПродЭкспо" становится все менее эффективной, а понесенные убытки не возмещаются отдачей. Однако другие участники прошедшей выставки не согласны с подобными утверждениями.

По мнению коммерческого директора компании "Самогон" Николая Полуэктова, каждая последующая выставка менее эффективна, чем предыдущая. "И это совершенно естественно: если в 2005 году, когда мы впервые представляли "Косогорова" на "ПродЭкспо", во многом благодаря этой выставке мы сумели выстроить систему дистрибуции, то в 2008-м наш стенд был площадкой для встреч с действующими контрагентами - и только". В интервью Sostav.ru г-н Полуэктов также сослался на неадекватный социальный состав аудитории: "среди относительно небольшого числа профессиональных посетителей, ради которых, собственно, экспоненты и приходят на эту выставку - толпы откровенных халявщиков, люмпенов, мародёров, единственная цель которых - выклянчить что-нибудь со стенда, а если не получится, то и стащить".

Стенд компании "Самогон", разграбленный после выставки, привел в ужас приехавших за своим оборудованием арендаторов. По данному факту компания обратилась к организаторам "ЭкспоЦентра" и в милицию. Администрация, как водится, заявила, что не несет ответственности за ценные вещи, а милиция убедила в бесперспективности дела. "Проанализировав потери, которые оказались относительно небольшими - в сравнении со стоимостью участия в выставке (по информации Sostav.ru "Самогону" стенд обошелся в 20 000 долларов), - мы решили более не тратить времени и сил на эту историю, - рассказал Sostav.ru Николай Полуэктов.


ПродЭкспо В результате "Самогон" принял решение не участвовать больше на "ПроЭкспо". "Нам уже малоинтересны выставки, на которые приходят в основном оптовики, - говорит г-н Полуэктов. - Гораздо актуальнее те, где основные посетители - представители розничных компаний, магазинов, ресторанов etc. Именно они, на самом деле, играют сегодня первую скрипку на потребительском рынке, именно с ними наиболее целесообразно заводить контакты (тем более, что со всеми оптовиками контакты уже заведены). Из подобных выставок можно упомянуть, например, ПИР".

Николай Полуэктов, тем не менее, уверен, что в ближайшие годы массового исхода с "ПродЭкспо" не последует: "многие компании продолжают участвовать в этой выставке "по инерции", потому, что так уж повелось. Тем более, что какого-то чёткого критерия эффективности выставки не существует - а, значит, эту эффективность (или неэффективность) никто не может оценить.

"В этом году многие производители не стали принимать участие в ПродЭкспо, и это вполне объяснимо, - считает Генеральный директор "Magnifique Media", владелец портала Alcohole.ru Михаил Максимов. - Производителей интересуют выставки, целевой аудиторией которых является конечный потребитель. В данном случае самым эффективным методом рекламы является "листинг" и последующее продвижение продукции в розничных сегментах On trade и Off trade. Работа выставки в формате B2B, когда рынок сформирован и все игроки рынка друг друга знают - не интересна. Также это обусловлено тем, что выставка "ПродЭкспо" весьма дорогое удовольствие для данного формата. Сумма затрачиваемая компаниями на стенд и анимацию, во многих случаях сопоставима с расходами компании на командировки сотрудников в регионы России за год. При этом второе работает намного эфективнее".

По мнению Михаила Максимова, "ПродЭкспо" до сих пор можно считать крупнейшей отраслевой выставкой в России. "Но сравнивая 2000 и 2008 годы, нужно отметить, что она "слабеет". И это вполне нормальное явление. Вспомните, в 2000-м году элементарно не было высокоскоростного Интернета, а для передачи информации мы пользовались факсом. Сегодня, когда у нас есть возможность оперативно обмениваться данными через Интернет, выставки становятся менее актуальны. При этом развиваются OnLine B2B площадки".

В компании "Русский алкоголь", которая уже второй год отказывается от участия в выставке, уверены, что затраты на выставку просто не сопоставимы с отдачей, которую может получить компания. "У нас уже налажена связь с дистрибьюторами и партнерами напрямую. Поэтому подобные выставки не нужны нам. "ПроЭкспо" полезна скорее тем, кто только выходит на рынок" - комментируют в компании.

Один из участников выставки, не пожелавший озвучить свое имя и компанию, призывает коллег быть терпимее к посетителям: "В последний день выставки, как правило, каким-то образом попадают посетители, которые клянчат продукцию со стендов. У нас в течении выставки разошлась вся продукция на подарки контр-агентам, на дегустацию и конкурсы. В принципе, продукция и завозится для того, чтобы показать товар лицом. А на бабушек и дедушек уже никто не обращает внимания. В целом на этой выставке было достаточно позитивно, кроме одного момента. Введенные администрацией выставки электронные пропуски со штрих-кодами иногда не срабатывали. Но вменяемая охрана не создавала из этого проблему".

В администрации "Экспоцентра" отвергают все обвинения в свой адрес, называя их безосновательными. "Мнение компании "Самогон" мы не будем комментировать. Не нравится - участвуйте где-нибудь в другом месте. С нашей стороны было сделано максимум возможного для создания комфортных условий работы. За исключением фирмы "Самогон", нам не поступало больше ни одного негативного отзыва", - заявили в "Экспоцентре".

Диверсификация российской экономики и рост потребительского рынка принесет "ПродЭкспо" новых арендаторов уже совсем скоро. Стабильный рост прибыли позволит администрации "Экспоцентра" не обращать внимания на строптивых клиентов и впредь.

Александр Кленин, Sostav.ru
Александр Кленин, Sostav.ru