17.03.2008

ФАС отменяет нормы коллективного доминирования для розничной торговли

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отказалась от идеи ввести норму коллективного доминирования для розничной торговли, сообщает газета «Ведомости».

Согласно понятию коллективного доминирования, введенного законом «О защите конкуренции» в 2005 году, доминирующими считаются три компании, занимающие вместе 50% рынка, или пять фирм с 75% рынка. Партнер DLA Piper Игорь Паншенский  отметил изданию, что, если компания считается доминирующей на рынке, она обязана получать у ФАС разрешение на слияния, поглощения, участие в земельных аукционах. Для предотвращения злоупотребления доминирующим положением, правительство может регулировать взаимоотношения доминирующих компаний с поставщиками. Партнер компании «Нерр Штифенхофер Лутц» Илья Рачков говорит, что чиновники могут прибегнуть к таким мерам, как установка максимальной торговой наценки или ограничение нормы прибыли.

Как сообщают «Ведомости», ФАС предлагала для торговых сетей опустить эти нормативы в 2,5 раза - до 20% (для трех компаний) и 30% (для пяти). Минэкономразвития уже больше года готовит законопроект о торговле, в который ФАС намеревалась ввести эту норму.  

Начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев считает, что решение снизить для торговцев норму коллективного доминирования ФАС прияла исходя из существования рынков, на которых ни одна компания не имеет больших долей. По его словам, его ведомство было очевидцем того, как компании, имеющие даже 5% рынка, могли навязывать невыгодные условия поставщикам. Нижегородцев также указал на то, что рынок ритейла бурно развивается, доли компаний нестабильны, часто меняются, а жесткие нормы коллективного доминирования применимы для стабильных рынков.

«Ведомости» пишут, что ранее представители торговых сетей говорили, что не боятся ограничений, ссылаясь на возможность  перевода части оборота на другие компании. Главный исполнительный директор Х5 Retail Group Лев Хасис высказал надеджу торговых сетей на то, что часть законопроекта, касающаяся антимонопольного регулирования, будет полностью пересмотрена и «подружится» со здравым смыслом и интересами страны.

Представитель Metro Cash & Carry Оксана Токарева отметила, что проще будет многопрофильным ритейлерам, работающим в разных форматах.  Она напоминает, что в Metro Group входят сети Metro Cash & Carry, Real, Media Markt, которым из-за коллективных ограничений было бы трудно работать в пределах одной территории.