25.03.2008

Депутаты начали борьбу с рейдерством. Захваты приравняют к уголовному преступлению

Иллюстрация с обложки романа Павла Астахова "Рейдер"
Иллюстрация с обложки романа Павла Астахова "Рейдер"
Депутаты Госдумы Геннадий Гудков ("Справедливая Россия"), Александр Хинштейн ("Единая Россия") и Андрей Луговой (ЛДПР) подготовили и вынесли на рассмотрение парламента проект поправок в Уголовный кодекс, ужесточающий наказание "за получение криминального контроля над имуществом" - рейдерство. Само понятие - рейдерство - депутаты сформулировали впервые.

Поправки в Уголовный кодекс подразумевают ужесточение наказания за преступления, связанные с рейдерством. Например, срок лишения свободы на срок от 3 до 5 лет и штраф в размере до 1 миллиона рублей грозит мошенникам с учетом отягчающих обстоятельств. В отдельных случаях заключение может быть и пятнадцатилетним, а штраф - до 5 миллионов рублей. Если, например, преступлению предшествовал сговор, то группа лиц, в нем участвующая получит 4-7 лет тюрьмы и штраф в 1 миллион рублей. Должностное лицо, использовав служебное положение, за такое же "мошенничество" получит 5-8 лет заключения и до 5 миллионов рублей штрафа или конфискацию имущества. Организованную группу за такое преступление также ожидает до 8 лет тюрьмы, но без конфискации, а если преступление совершалось неоднократно, то срок лишения свободы увеличивается до 7-15 лет с конфискацией имущества.

Это же отягчающее обстоятельство к статье "Грабеж" увеличит наказание до 10-20 лет с конфискацией имущества. "Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием" с признаками рейдерства обеспечит три-семь лет лишения свободы. "Фальсификация доказательств", например, решений суда, к которому прибегают рейдеры, по мнению депутатов, должна наказываться сроком два-пять лет. Судьям, вынесшим "заведомо неправосудный приговор" или решение в целях захвата собственности, грозит 5-10 лет, - отмечает "Газета.Ru".

По словам Геннадия Гудкова, российское корпоративное и уголовное право до последнего момента даже не содержало определения незаконного поглощения, поэтому сверхмягкие статьи уголовного права позволяли осуществлять захваты практически безнаказанно. Например, за фальсификацию документов грозит условное наказание, поскольку доказать цель и установить процедуру их изготовления практически невозможно. Именно на борьбу с таким положением дел и направлен новый законопроект, - отмечает Прайм-ТАСС. "Таким образом мы защищаем правило единого окна, которое не может иметь институт экспертизы. Оно обязано верить предпринимателям, приносящим внешне правильно оформленные документы, иначе при возникновении сомнений переоформить документы практически невозможно. Мы защищаем это правило единого окна - удобство для работы предпринимателей, вводя реальную уголовную ответственность за изготовление и использование сфальсифицированных документов и неправомерные решения суда", - заявил Гудков. Кроме того, по его словам, федеральное законодательство сейчас активно защищает любую собственность, "кроме той, которая принадлежит непосредственно предприятиям, поэтому гораздо легче защитить дамскую сумочку или ювелирное изделие, чем несопоставимые по финансовой стоимости собственность и акции промышленных предприятий".

Методы рейдеры применяют самые разнообразные. Например, подают судебные иски на компанию и ее руководство, причем, зачастую не ставя их в известность. Нередко используется просто подкуп силовых структур, чиновников, судей и судебных приставов, которые организовывают проверки или даже проведение обысков в рамках заведенного уголовного дела с участием подставных понятых. Наказания за такие действия излишне мягкие, считает Гудков. Депутат подчеркнул, что "это позволяет достаточно безнаказанно осуществлять захваты предприятий, что и происходит довольно часто", - пишет "Газета.Ru".

Сегодня недружественные поглощения часто квалифицируются по таким статьям УК, как, например, мошенничество или должностной подлог", - пояснил Александр Хинштейн. Он считает, что это неразумно, потому что "рейдерство получило широкое распространение, превратившись в самостоятельный вид преступления", - подчеркивает РБК daily. Хинштейн пояснил, что депутаты предлагают дополнить те статьи УК, которые описывают наиболее тяжкие составы преступлений, фактически квалифицирующие недружественные поглощения. Это, например, "грабеж", "фальсификация доказательств", "вынесение заведомо неправосудных приговоров", "подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков". Эти статьи дополнены пунктами, трактующими данные действия в аспекте рейдерства. За вынесение заведомо неправосудного приговора, по-влекшего переход права владения активами юридического лица к другим лицам, судья может сам угодить за решетку на срок от 5 до 10 лет. За подделку документов в рейдерских целях также можно будет лишиться свободы на срок до 10 лет, - пишет издание. С тем что в рамках уголовного судопроизводства возможностей для доказывания факта рейдерства значительно больше, чем в арбитражном, эксперты соглашаются. "В рамках арбитражного процесса не всегда возможно доказать наличие рейдерства в действиях процессуального оппонента. В силу специфики доказывания в арбитражном процессе - процесс строится на информации, содержащейся в документах, в которых, естественно, прямо никто не будет писать о том, что совершает рейдерские действия", - говорит управляющий партнер юридической фирмы "Мегаполис Лигал" Елена Лебедева.

Новый президент РФ Дмитрий Медведев ставит одним из своих приоритетов борьбу с рейдерством. Еще в качестве кандидата, он говорил: "сегодня, к сожалению, продолжается еще такое явление, как незаконный захват предприятий. Надо возвращать имущество законным хозяевам, а тех, кто незаконно захватывает, - их сажать в тюрьму". "Рейдерство было у нас в 90-е годы и сегодня существует в гораздо более тонких, цивилизованных формах", - еще раз заметил Медведев уже после выборов, встречаясь с членами Общественной палаты. Поэтому, скорее всего, закон будет принят еще до парламентских каникул и вступит в силу уже с 1 июля.

В него, по всей видимости, также войдет предложение, сделанное около года назад Минэкономразвития совместно с комитетом Госдумы по собственности, - подчеркивает "Газета.Ru". Этот закон должен пресечь один из распространенных видов мошенничества, когда преступники завладевают реестром акционеров предприятия, а затем изготавливают новый и добиваются его признания судом. Суд при этом может находиться где угодно. Законопроект же упорядочивает деятельность судов так, чтобы корпоративные споры рассматривались арбитражными судами вместо судов общей юрисдикции и непосредственно по местонахождению предприятия. Кроме того, предприятие должны будут извещать о подаче иска против него. "Мы рассчитываем, что законопроект будет рассмотрен в апреле - июне", - заявил "Газете.Ru" председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский.

Признание рейдерства отягчающим обстоятельством - хорошая идея, говорит партнер юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Максим Кульков. Единственное "но" заключается в том, что ужесточение наказания не испугает рейдеров, поскольку пока очень немногих из них вообще удалось поймать, - цитирует эксперта "Газета.Ru".