15.04.2008

Аптеки "затянут пояса". Финансовый климат не способствует росту рынка фармацевтики

Маркетинговая компания DSM Group презентовала годовой отчет по розничному сегменту отечественного рынка фармацевтики. По словам генерального директора DSM Group Александра Кузина, на росте фармкомпаний уже сказалось ухудшение финансового климата. Он отметил, что "мировой финансовый кризис ударил и по российским аптечным сетям, рост резко затормозился. Денег на развитие стало заметно меньше, как и интереса к региональным сетям со стороны крупнейших компаний. Теперь придется экономить, в том числе на аренде имиджевых помещений, например где-нибудь на Тверской", - пишет "Временя новостей".

Главный вывод, который сделали аналитики DSM Group в том, что уже к концу года может закрыться большинство небольших аптечных сетей, к числу которых относятся все дискаунтеры. Возможно, что и крупные игроки закроют свои титульные точки, расположенные на центральных улицах в престижных местах. Господин Кузин отметил, что количество торговых точек в прошлом году увеличилось лишь на 27%, в то время, как на год раньше эта цифра достигла 60%. В текущем году ожидается, что число аптек увеличится лишь на 15%. То, что в 2007 году значительный рост оборотов показали не лидеры рынка, а компании второго ряда, аналитик считает косвенным подтверждением своему прогнозу. Так, малоизвестная сеть аптек "Радуга" за год увеличила оборот больше чем в пять раз, до 161 миллионов долларов, а "Доктор Столетов" - на 108%, до 157 миллионов долларов. Для сравнения: многолетний лидер рынка компания "36,6" увеличила продажи всего на 74%, ее годовой оборот составил 674 миллиона долларов, - отмечает издание.

В сети "36,6", правда, считают по-другому. Представители компании объяснили, что в последние годы сеть слишком быстро росла, сейчас же настало время оптимизации. К примеру, в 2006 году количество торговых точек увеличилось на 50%, в 2007 - на 46%. Сейчас, - говорят в компании, - покупателям нечего опасаться. "В 2008 году сеть "36,6" несколько снизит темпы роста, чтобы сфокусироваться на повышении операционной эффективности и прибыльности бизнеса, что позволит нам построить прочную платформу для дальнейшего развития. Закрытие аптек сети осуществляется в рамках естественной санации: закрываются менее эффективные точки, открываются новые. Мы не собираемся сдавать свои лидерские позиции", - пояснили "Времени новостей" в сети "36,6".

Александр Кузин предупреждает также, что для небольших аптечных сетей - на 10-20 точек, которые создавались изначально с расчетом на дальнейшую продажу, могут настать по-настоящему трудные времена. В таких аптеках разница цена на лекарства по сравнению с другими сетями составляет иногда до 100 рублей и люди, привыкшие к низким ценам, устремляются туда со всего города. В нынешних условиях таким аптекам придется закрываться, поскольку покупателей может не найтись.

Правда, - пишет "Время новостей", - другой аналитик - директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ "Фармэксперт" Давид Мелик-Гусейнов, соглашаясь с расчетами коллег из DSM Group, выводы делает прямо противоположные и риски видит совсем иные. Наблюдаемое ныне замедление, по его мнению, лишь промежуточный этап. Сети все равно продолжат развиваться, пока к 2010 году им не будет принадлежать 80% всех аптечных точек. Тогда розница станет основной силой на фармацевтическом рынке, а фармацевтические дистрибьюторы окажутся в зависимом положении. Уже сейчас, считает Давид Мелик-Гусейнов, эта тенденция заметна, хотя сетям принадлежат всего 52% аптек в стране. По его словам, цены на препараты повысятся, как только сети замкнут на себе значимость фармрынка. "Лидерам придется много вкладывать в маркетинг, эти затраты немедленно переложат на конечного потребителя. Подорожание лекарств за счет маркетинга составит от 5 до 10%", - сказал он "Времени новостей". Причем, речь здесь идет только о безрецептурных препаратах и товарах парафармацевтики, так как торговая наценка на рецептурные препараты законодательно ограничена.

Времена трат и безудержного желания открывать как можно больше аптечных точек прошли, независимо от того, по какому пути пойдет развитие отечественного рынка розничной торговли медикаментами, - делает вывод "Время новостей".