15.04.2008

Ритейлеры ищут выход из финансового кризиса на рынках развивающихся стран

Всемирный розничный конгресс (World Retail Congress), прошедший в Барселоне на прошлой неделе, оголил проблемы мировых ритейлеров: разрушительные последствия экономического спада, включая рост цен на энергоносители и американский кредитный кризис, стали настоящей бедой для розничных продаж. Розничная торговля стоит сейчас на пороге самых сложных испытаний в новейшей истории, - подчеркнул Хосе-Луис Дюран, глава французской Carrefour, второй по величине в мире розничной сети после американской Wal-Mart. По его словам, необходим сейчас провести многочисленные структурные изменения такого масштаба, которого не видывали за последние дясятилетия или даже за всю жизнь, - пишет "Коммерсант".

Более 42% ритейлеров, входящих в индекс FTSE, за прошедший год выпустили предупреждения о снижении прибыли, - гласят данные аналитического агентства Ernst & Young. Некоторые супермаркеты вынуждены фиксировать цены на продукты, пытаясь привлечь покупателей, которые стали из-за кредитного кризиса более экономными, - отмечают в Конфедерации британской промышленности (CBI). "Коммерсант" приводит слова аналитика международной исследовательской Euromonitor International Рафаэля Моро, который рассказал, что снижение продаж таких ведущих мировых розничных продавцов, как Wal-Mart, Carrefour, Metro Group и Tesco еще не получили выражения в квартальных отчетах. Тем не менее очевидно, что именно это их и ожидает, а ситуация на рынке в течение 2008 года будет особенно напряженной. Господин Дюран отметил также, что, несмотря на то, что Carrefour пока удается придерживаться показателей годового роста продаж на уровне 6-8%, и компания, и покупатели, и деловые партнеры находятся сейчас в состоянии замешательства.

Как отмечает CBI, с наиболее резким падением покупательной активности столкнулись магазины, продающие товары для дома и сада, а также строительные материалы. Так, выступая на конгрессе, Андерс Дальвиг, президент шведской IKEA, одной из крупнейших в мире сетей по продаже мебели и товаров для дома, подтвердил, что кризис на рынке недвижимости сильно затронул компанию. "Мы видим снижение активности в США, Великобритании и Германии",- сказал он, отмечая, что показатели роста компании ухудшились на всех рынках, где она представлена, - пишет издание.

Анализ работы 37 розничных сетей, проведенный Международным советом по комплексу торговых предприятий (International Council of Shopping Centers), показал в прошлом месяце самое большое снижение продаж с 1995 года. Снижение продаж показали: один из крупнейших американских ритейлеров Target Corporation - на 4,4%, J. C. Penney, Kohl`s, Stage Stores и Saks - на уровне от 3% до 15,5%. Ниже прогнозов оказались и результаты по продаже молодежной одежды сети Gap и продажи принадлежащей ей сети Victoria`s Secret, которые в марте упали на 8%. Господствующие среди потребителей настроения президент группы Estee Lauder Патрик Буске-Шаванн назвал настоящим "концом света"."Я не думаю, что мы должны быть оптимистами относительно того, что ситуация изменится к лучшему очень скоро", - согласился с ним генеральный директор J. C. Penney Майрон Уллман. А крупнейший британский ритейлер Tesco объявил о приостановлении развития в США своей сети магазинов Fresh & Easy на три месяца. Правда, в Tesco утверждают, что развитие бренда в США продолжится, а в будущем Fresh & Easy достигнет таких же масштабов, как сеть Tesco в Британии.

"Коммерсант" подчеркивает, что крупнейший в мире ритейлер - американская сеть Wal-Mart пока остается исключением из общего тренда - ее мартовские продажи выросли на 0,7%. Дискаунтеры только выигрывают от того, что потребитель сокращает свои расходы и сосредотачивает внимание главным образом на цене, - отмечают наблюдатели. "Wal-Mart прекрасно приспособлена к условиям, когда главным мотивом для потребителя является цена", - утверждает старший аналитик исследовательской компании Global Insight Леон Николас. Впрочем, эксперты отмечают, что в долгосрочной перспективе тенденция замедления роста продаж коснется и Wal-Mart, хотя стратегия этой розничной сети как нельзя лучше соответствует сложившейся экономической ситуации. "Если Wal-Mart сможет использовать в своих интересах приток покупателей в магазины, торгующие по сниженным ценам, убедить их быть более лояльными... это может стать началом очередного периода роста для самого большого в мире розничного продавца",- говорит Леон Николас. "Времена сейчас очень непростые, а Wal-Mart просто сияет,- отмечает Патрисия Эдвардс, партнер в Wentworth, Hauser & Violich.- Не думаю, что есть вообще кто-то, кто приветствует экономический спад, но он, безусловно, помогает их бизнесу", - пишет "Коммерсант".

Наиболее перспективными в нынешних условиях ритейлерам кажутся рынки Китая, Индии, стран Латинской Америки и Восточной Европы, включая России. Аналитик Euromonitor International Рафаэль Моро подчеркнул: "Такие ритейлеры, как Wal-Mart, Carrefour, Metro, Tesco и Home Depot будут больше ориентироваться на экспансию на развивающихся рынках, чтобы обеспечить рост продаж в 2008 году и далее, поскольку снижение покупательской активности коснется, в первую очередь, развитых рынков. Очевидно, что рынки Китая, Индии и России не будут столь непосредственно затронуты падением цен на жилье и кредитным кризисом, их экономические системы продолжат поступательное развитие. Ожидается, что, например, для Carrefour и Metro, развивающиеся рынки компенсируют отрицательную ситуацию на их внутренних рынках". Глава Carrefour Хосе-Луис Дюран сказал на конгрессе, что особенно высок сейчас кредит доверия потребителей на развивающихся рынках Бразилии, Чили, Аргентины и Польши. Особенно это заметно в сравнении с рынком Северной Америки. К началу следующего года первый магазин Carrefour появится в Индии. Зато IKEA на этот рынок пока не торопится: в соответствии с местным законодательством иностранной компании не может принадлежать более 51% предприятия розничной торговли. "Пока законы не изменятся, мы не заинтересованы во вхождении на этот рынок", - говорит президент IKEA Андерс Дальвиг. Компания, однако, видит для себя обширные возможности экспансии на развивающихся рынках Китая, стран Восточной Европы и в том числе России. По словам главы компании, "наши капиталовложения будут сосредоточены на развивающихся экономических системах... В странах Запада нас ожидают проблемы, а на развивающихся рынках - новые возможности", - пишет "Коммерсант".