16.04.2008

Минфин «раскрутит» товарный знак

Среди прочих расходов, которые фирма вправе учесть при расчете базы по налогу на прибыль, фигурирует такой тип расходов, как затраты на рекламу производимых или реализуемых товаров, работ, услуг. К таковым традиционно принято относить и деятельность фирмы по «раскрутке» товарного знака и знака обслуживания, а также участие во всевозможного рода выставках и ярмарках (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК). Более четко виды учитываемых рекламных расходов прописаны в пункте 4 статьи 264 Кодекса. К ним, в частности, относятся:

– расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
– расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
– расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов; на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации; на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Кроме того, той же статьей установлено, что расходы на приобретение или изготовление призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения рекламных кампаний, а также на прочие виды рекламы признаются в размере, не превышающем 1 процента от выручки компании.

Однако гарантирует ли соблюдение организацией всех этих требований при списании рекламных расходов отсутствие претензий со стороны налоговиков в будущем? Об одной такой специфической ситуации говорится в письме Минфина от 26 марта 2008 года № 03-03-06/2/28. В нем специалисты ведомства рассмотрели вопрос правомерности признания в целях исчисления налога на прибыль расходов на проведение рекламных акций с использованием товарного знака материнской компании, если договор о передаче неисключительного права на товарный знак еще не зарегистрирован.

Как отметили финансисты, в рассматриваемом случае согласно нормам гражданского законодательства организация до момента регистрации договора не обладает какими бы то ни было правами на использование бренда. Следовательно, учитывать расходы на рекламу того, чего у нее нет, она не может.

Свой вывод авторы письма построили на положениях статьи 252 Налогового кодекса, согласно которой любые учитываемые при налогообложении прибыли расходы должны быть документально оформлены и экономически оправданны.

Причем, как особо отметили представители Минфина, не имеют в данном случае значения и условия самого незарегистрированного договора. Например, если в соглашение внесен пункт, согласно которому его условия распространяются на отношения, возникшие до даты подписания такого документа.

www.buhnews.ru