18.04.2008

СМИ занялись принципами. Крупнейшие российские средства массовой информации решили всерьез взяться за борьбу с нарушителями авторских прав

Ведущие средства массовой информации в ближайшие два года намерены совместно выработать принципы подхода к использованию материалов в интернете. О совместной разработке мер по защите авторских прав на создаваемые текстовые, фото, аудио, видео, флеш-материалы, рисунки и другой контент договорились ВГТРК, ИД "Коммерсантъ", "Газета.Ru", международная информационная группа "Интерфакс", РАМИ РИА Новости, Sports.Ru. Участники соглашения надеются, что все интернет-издания подключатся к договору в течение месяца, - сообщает "Газета.Ru".

Планируется также создать юридические и технологические инструменты мониторинга за фактами нарушения отраслевых правил и норм российского законодательства. Ущерба от нарушения авторских прав СМИ насчитали в десятки миллионов долларов. По словам генерального директора ИД "Коммерсантъ" Демьяна Кудрявцева, настоящие новости делают лишь около 30% интернет-изданий, остальные же их просто переписывают. А, между тем, в России сегодня достаточно законодательной базы для того, чтобы бороться с сайтами, использующими чужой контент. Правда, процесс этот довольно сложный, ведь на доказательство своей правоты в суде уходить много времени и денег, к тому же изданию часто сложно справиться в одиночку с этой задачей. Стороны надеются, что подписанное соглашение привлечет внимание к этой проблеме все издания, чьи авторские права нарушаются. Кудрявцев считает, что легче будет бороться с подобными нарушениями, если будет создана большая совместная структура, - отмечает "Газета.Ru".

"Копипастерам должен быть объявлен бой широким фронтом", - заявил Кудрявцев. Термин "копипастер" - от английского copy - копировать и paste - приклеить. Это об изданиях, которые берут чужую информацию и выкладывают ее на своих сайтах, нарушая тем самым авторские права. От такой практики страдают те издания, которые производят профессиональный контент - так у них фактически отбирается аудитория и, следовательно, прибыль от рекламы. А, по словам координатора интернет-проектов группы "Интерфакс" Юрия Погорелого, новостной бизнес требует огромного количества корреспондентов и большой инфраструктуры. Кроме того, это еще и тяжелый труд, - подчеркивает он.

Глава Роспечати Михаил Сеславинский поддержал инициативу журналистов, отметив, что "Роспечать приветствует подписание этого соглашения. Считаю, что подобный подход и консолидированная работа на таком важном направлении служит цивилизованному развитию нашего медиа-рынка", - заявил он "Интерфаксу".

Предложение по подписанию соглашения не против рассмотреть газета "Ведомости". Руководитель отдела интернет-технологий газеты "Ведомости" Виктор Саксон рассказал "Газете.Ru", что "идея создания подобного объединения интересна". "Если у российских изданий получится объединиться вокруг этой проблемы и сконцентрировать свои усилия, тогда существует шанс, что ситуация изменится", - заключает Леонид Делицин из "Финама".

"Масштаб явления огромен, - говорит аналитик iKS-Consulting Елена Крылова. - Многие полагали, что со вступления в силу 4 главы Гражданского кодекса в 2008 году ситуация изменится, однако чуда не произошло". Эксперты пока не могут оценить потери от воровства контента, однако практически все отмечают, что эти цифры достаточно велики - десятки миллионов долларов, - пишет "Газета.Ru"

Остается надеяться, что в данном случае сработает известный лозунг латиноамериканских революционеров Pueblo unido jamas sera vencido ("Пока мы едины - мы непобедимы!") и что, объединившись, ведущие российские средства массовой информации смогут если не совсем избавиться, то хотя бы снизить число нарушений авторских прав в информационной отрасли, - сообщает "Интерфакс".