19.05.2008

Индустрия наружной рекламы в Томске начала новую жизнь

В конце апреля в Томске случилось несколько знаковых для местной наружной рекламы событий. Во-первых, состоялся дебютный конкурс на право установки и эксплуатации рекламных конструкций на городских улицах. Во-вторых, победила в нем и получила право на 50% рекламных мест конкурсного участка московская компания News Outdoor. В-третьих, в Томске начался массовый демонтаж самовольно установленных рекламных конструкций.

На нынешний конкурс власти выставили участок проспекта Ленина от площади Ново-Соборной до улицы Дальне-Ключевской (исключая Губернаторский квартал) – главную городскую магистраль, привести которую в порядок необходимо в первую очередь.

В конкурсную комиссию, которую возглавил заместитель мэра по информационной политике Алексей Севостьянов, вошли: главный архитектор Томска, начальник управления архитектуры и градостроительства администрации Владимир Коренев, главный художник города Сергей Васенко, депутаты городской Думы Лев Пичурин и Владимир Казаков, сотрудники районных администраций, представитель ГИБДД, члены правления томских отделений Союза художников, Союза дизайнеров и Союза архитекторов России.

В конкурсе приняли участие семь заявителей. Шесть из них представляли Томск – компании «Формат-Сити», «Стрит-медиа», «Оформитель», «Бит-Медиа», индивидуальные предприниматели Сергей Удалов и Владимир Быков. Седьмой стала «АПР-Сити/ТВД» - томская дочерняя структура компании News Outdoor. В результате, она и заняла первое место. В свою очередь «Формат-Сити» и «Стрит-медиа», занявшие второе и третье место, имеют право соответственно на 30% и 10% рекламных мест на учувствовавшем в конкурсе участке. Срок действия этих прав – пять лет.

Компании представляли на конкурс свои проекты под девизами: «Бит-Медиа» – «Любимый город», ИП В.Быков – «Красивый город не только на картинках», «Формат-Сити» – «Миллионная, 21 век», ИП С.Удалов – «Разумно и гармонично», «Оформитель» – «Сибирские Афины», «АПР-Сити/ТВД» – «Стиль и качество», «Стрит-медиа» – «Томская традиция – совершенство технологий».

Как уточнил Алексей Севостьянов, авторы проектов должны были, во-первых, подготовить анализ существующей сейчас на участке ситуации, показав основные недостатки, во-вторых – представить детально проработанный проект концепции комплексного решения дизайна городской среды на конкурсном отрезке. Он включает схему установки рекламных конструкций, мест размещения малых архитектурных форм, уличной мебели, остановочных комплексов, схему размещения информационной системы (указателей, иных элементов визуальных коммуникаций), структуры светового оформления участка (подсветки, световых кронштейнов, панелей и т.д.).

Критериями отбора явились уровень реализации конкурсных требований к материалам, и степень проработки архитектурно-художественного решения, дизайна и технического уровня исполнения рекламных конструкций.

По мнению Алексея Севостьянова, вхождение в число победителей конкурса представителей двух крупнейших местных игроков («Формат-Сити» – группа компаний «Зонд-реклама», «Стрит-медиа» – холдинг «Рекламный дайджест»), которые контролируют практически 60% щитовой наружной рекламы в городе, логично. Хотя мнения членов комиссии были очень разными, никто не голосовал одинаково. Как выяснилось после подсчета голосов, разрыв между 2, 3 и 4 местом был минимален. Кстати, имена разработчиков того или иного проекта члены конкурсной комиссии узнали только после голосования.

Новые установки томичи увидят осенью, так как разработка новой рекламной концепции и демонтаж существующих конструкций – процесс достаточно продолжительный и сложный. Демонтаж уже идет, в частности, на минувшей неделе на ул. Ленина были убраны четыре незаконно размещенных билборда – работы велись поздно вечером и ночью, чтобы доставить минимум неудобств горожанам.

Те конструкции, что убираются сейчас – кстати, это не только билборды, но и оформление фасадов некоторых зданий – самовольно установленные носители. Сносом занимаются районные администрации, которым на эти цели выделено по 50 тыс руб. Затраченные средства позднее взыщут в пользу мэрии с собственников рекламных установок. Те конструкции, которые установлены без нарушений, начнут убирать чуть позже, после того, как будет утверждена окончательная концепция оформления проспекта.

Мы попросили прокомментировать итоги конкурса заместителя мэра по информационной политике Алексея Севостьянова:

- Для томских компаний итоги конкурса, видимо, были неожиданными, но с другой стороны, я рассматриваю результаты, безусловно, как позитивные. Логично то, что первое место заняла известная, давно и успешно работающая на рынке компания. Но мы все-таки оценивали не имидж оператора, не его ресурсы, а то, что было представлено конкурсной комиссии под абстрактным девизом. Те рекламные конструкции, которые есть сегодня у News Outdoor – речь идет и о щитах, и об уличной мебели – это очень дорогие, высокотехнологичные и интересные установки. Но и сам проект был проработан очень хорошо, в нем было учтено все, вплоть до оформления вывесок на зданиях. Победителю удалось полностью реализовать и идеологию конкурса – ведь мы ставили перед собой задачу разгрузить проспект от лишней рекламы, уменьшить ее количество, и сделать эту рекламу более высокотехнологичной, более вписанной в городскую среду. Для исторического центра совершенно естественно ограничение количества рекламы, а те конструкции, что есть, должны быть очень качественными.

- А как будет обстоять дело с другими улицами? Планируется ли проводить подобные конкурсы по другим участкам?

- По федеральному закону с 1 июля все размещение наружной рекламы в стране будет проходить на конкурсной основе. Соответственно, мы будем шаг за шагом выставлять на конкурс все новые участки и попытаемся добиться того, чтобы весь город был оформлен надлежащим образом. Главное, с чего мы должны начать, это провести конкурс на рекламные места в Губернаторском квартале, а потом на ведущих магистралях – это Комсомольский проспект, проспекты Мира, Фрунзе, Иркутский тракт. Есть, конечно, и существенные ограничения: не получится сразу весь Томск сделать с точки зрения рекламы современным, потому что это очень затратный процесс. И качественные рекламные установки стоят достаточно дорого, у многих томских фирм, особенно у аутсайдеров конкурса, просто нет таких средств. Ну и, кроме того, каждый конкурс, его проведение – это достаточно серьезное мероприятие, которое нужно подготовить. На подготовку нынешнего конкурса, допустим, нам понадобилось четыре месяца. А для того, чтобы рекламным компаниям представить концепцию на эти конкурсы, тоже нужно время.

- Не повлияет ли свершившийся передел проспекта Ленина на стоимость размещения?

- Цены регулирует рынок - размещение рекламы в центре города всегда было дорогим для рекламодателей. Не исключено, что здесь теперь они несколько изменятся. Но я не думаю, что будет резкий скачок. Рынок у нас конкурентный, нет монополистов. В Томске исторически так сложилось, что отрасль динамично развивалась, в ней много игроков.

- А как на него повлияет приход москвичей?

- Я думаю, что это придаст ему новый импульс. И это сигнал для томичей, чтобы они не останавливались на достигнутом. Потому что реклама в целом и наружная реклама стремительно меняются. Еще каких-то 10 лет назад люди к заборам привинчивали вывески, а сейчас уже светодиодные экраны нас перестают удивлять.



Елена Фаткулина, «Томский обзор»

outdoor.ru