19.05.2008

Еда не приходит одна. В российские магазины и супермаркеты хлынул поток некачественных продуктов питания

В конце минувшей недели в Союз потребителей России пришло письмо от троих жителей Санкт-Петербурга, которые купили в одном из универсамов Северной столицы готовое куриное филе и сильно отравились. Местное управление Роспотребнадзора отказалось удовлетворить требование пожилых людей изъять из магазина вредоносную продукцию. Испорченная курица до сих пор лежит на его прилавках.

Еще несколько лет назад нам казалось, что на некачественные продукты можно нарваться только на рынках. Сейчас же люди все больше жалуются именно на супермаркеты. За первые месяцы 2008 года Департамент потребительского рынка и услуг Москвы проверил более 50 продуктовых магазинов, в том числе сетевых супермаркетов. В большинстве из них были обнаружены многочисленные нарушения. Эксперты утверждают: сегодня главный бич торговли – это просроченные продукты.

В середине марта этого года группа немолодых людей купила десять упаковок готового куриного филе в одном из универсамов Петербурга. До конца срока годности продукта оставалось еще семь месяцев. Разогрев филе в микроволновке, пенсионеры плотно пообедали. «Через несколько часов у всех резко подскочила температура, появились все признаки отравления, – рассказал «НИ» председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. – Пришлось срочно вызывать «скорую». Немного оправившись, пенсионеры решили обратиться с жалобой на универсам, но это оказалось не так-то просто. «Местное управление Роспотребнадзора отказалось помогать пострадавшим, потому что диагноз сальмонеллез был поставлен им без сдачи анализов, – пояснил нам Петр Шелищ. – Пенсионеры отравились в выходные дни и не стали ложиться в больницу, а лечились у участкового врача. Наша организация сейчас разбирается в этой ситуации». По предварительным данным, питерский универсам нарушил условия хранения куриного филе, у которого был большой срок годности – два года. «На упаковке стояла дата изготовления – 23.10.2006, – отмечает г-н Шелищ. – Где это мясо побывало за полтора года – никто не знает».

Супермаркеты больше не «супер»

По данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), в сетевых супермаркетах сейчас отоваривается каждый пятый россиянин. К 2012 году, считают эксперты, доля сетевых магазинов может возрасти до 40%. Большинство наших сограждан уходят с рынков в супермаркеты в надежде получить более качественный продукт. На самом деле, других в сетевых торговых точках и быть не должно. Большинство супермаркетов устанавливает высокие наценки. Но, несмотря на это, магазины не спешат выкидывать испорченные продукты, которые наводняют их полки. За первые месяцы этого года столичный Департамент потребительского рынка и услуг проверил более 50 продуктовых магазинов, в том числе и сетевых супермаркетов. «Нарушения были практически везде, – заявил «НИ» начальник Управления оперативного контроля предприятий потребительского рынка и услуг Анатолий Воликов. – Одно из самых распространенных – реализация товаров с истекшим сроком годности».

В гипермаркете на Ярославском шоссе продавалось около 740 килограммов просроченной рыбы. Во время недавней проверки в этом магазине была приостановлена реализация почти двух тонн некачественных товаров, находящихся в обороте.

«В московских супермаркетах продукты, которые нужно хранить при температуре минус 18 градусов, хранятся при 6–9 градусах мороза, – сетует в интервью «НИ» Анатолий Воликов. – Санитарное состояние торговых площадей и подсобок неудовлетворительное».

Некачественные продукты – это не только столичная проблема. Так, в Краснодаре в гипермаркете «Ашан», который только недавно появился в городе и обещал показать жителям кубанской столицы настоящий европейский класс торговли, произошел неприятнейший случай, передает спецкор «НИ» в регионе Сергей ПЕРОВ. Проверка Россельхознадзора выявила в гипермаркете 300 килограммов красной икры «второй свежести» безо всяких документов, а также несколько тонн рыбы, морепродуктов и мяса с неустановленными сроками годности, без маркировки и без ветеринарных сопроводительных документов. Хранилось все это «богатство» без соблюдения температурного режима.

Как сообщает корреспондент «НИ» в Ульяновске Михаил БЕЛЫЙ, жители этого города тоже не доверяют крупным магазинам. Михаил Семенов, например, недавно обнаружил, что в одном из супермаркетов в центральной части города перебивают сроки годности товаров. «Купил питьевой йогурт, на нем была наклейка с отпечатанным сроком годности. Отклеив ее, увидел, что под ней – совсем другая дата, – возмущается житель города в разговоре с репортером «НИ». – Получалось, что мой йогурт уже просрочен». Такие продукты то и дело встречаются в ульяновских магазинах. При этом продавцы прибегают к различным уловкам, чтобы быстрее реализовать их. Выставляют, к примеру, в один ряд с пакетами свежей сметаны просроченную. Расчет делается на тех покупателей, которые не смотрят на дату изготовления.

Не могу молчать

Другими способами одурачивания покупателей поделилась с «НИ» менеджер зала одного из челябинских супермаркетов Ольга Александрова. «Мы давали подписку о нераспространении сведений о нашем магазине, но молчать о том, что происходит, я не могу, – заявила женщина. – Внешне все продукты выглядят привлекательно, но каким способом это достигается?! В мясном отделе сосиски и сардельки моют, чтобы убрать с кожуры жирный налет, а застарелую вареную колбасу протирают специальной жидкостью, чтобы она выглядела розовой. Просроченную сырую курицу обжаривают в гриле и продают еще дороже. Заплесневелые овощи моют и сушат, с капусты снимают пожухшие листья, а испорченные ягоды раскладывают по корзиночкам, сверху прикрывая свежими и заворачивая в пленку». Не лучше обстоят дела и в молочном отделе – сыр каждый день заворачивают в новый целлофановый пакет, на котором указывается новый срок годности. Товары снимаются с продажи, только если ничего нельзя сделать с датой. «Их сначала предлагают купить сотрудникам магазина по закупочным ценам, – продолжает Ольга Александрова. – Например, несвежий хлеб, который пекут в самом магазине и который стоит 20 рублей, мы можем купить за шесть-семь. Недорого будут стоить и шикарные, но чуть подсохшие торты. Но бывает и так, что мы дома разворачиваем покупки, а от них так и несет гнильцой. То есть если покупатель приобретет товар на час раньше, чем мы его снимем с полок, он рискует своим желудком. Все, что мы не купили, выбрасывается в помойные контейнеры, которые стоят около магазина. Об этом известно местным бомжам, которые днем и ночью крутятся у входа в торговый центр».

Часто можно видеть, как на магазинных полках лежит почерневшая от времени колбаса, которая стоит в два раза дешевле, чем ее более свежая «соседка», и привлекает внимание яркой этикеткой с надписью «выгодно». «Никакой уценки пищевых продуктов быть не должно, это незаконно, – утверждает Анатолий Воликов. – Если сотрудникам магазина кажется, что после истечения срока годности товар еще можно употреблять, он должен пригласить специальную службу, которая проведет исследование продукта и выяснит, не повлияет ли он на здоровье человека. Это заключение обязаны предъявлять потребителю».

В суд не идет никто

По словам председателя Союза потребителей России Петра Шелища, большинство продавцов все же предпочитают вернуть деньги за испорченный продукт. «Они не хотят, чтобы потребитель обратился с жалобой в надзорный орган, – полагает он. – Но я советую и пытаться вернуть деньги, и жаловаться в местное управление Роспотребнадзора, чтобы он проверил всю продукцию этого магазина». Как передает спецкор «НИ» в Санкт-Петербурге Наталья ШЕРГИНА, свои «кровные» удалось вернуть жительнице Северной столицы Ларисе Ковальской. Купив в небольшом продовольственном магазине на улице Жени Егоровой замороженную камбалу и положив оттаявшую рыбу на горячую сковородку, она пришла в ужас. Кухня немедленно наполнилась гнилостным запахом, а камбала расползлась по сковородке какой-то бесформенной массой. Отыскав чек, Лариса прямо на сковородке отнесла рыбу в магазин. Продавцы, понюхав ее, без лишних слов вернули покупательнице деньги.

Однако большинство россиян не возвращается в магазин со сковородками, а просто выбрасывает испорченный товар на помойку. В суд отстаивать свое право на получение качественных товаров не идет почти никто. «Плохой продукт легче выбросить, чем тратить силы на судебное разбирательство, – признался «НИ» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. – Процессов по этому поводу практически не бывает». Потому, наверное, широкий резонанс получило дело московского адвоката Антона Лелявского, который три года – с 2003 по 2006 – судился с супермаркетом «Азбука вкуса» из-за мясной нарезки, в которой был обнаружен таракан. Купивший нарезку к своему дню рождения юрист требовал компенсации морального ущерба в размере 300 тыс. рублей. В конце концов он выиграл дело, только вот денег получил в сотни раз меньше – всего 500 рублей за моральный ущерб и три тыс. – за услуги адвоката. Суд также обязал супермаркет предоставить г-ну Лелявскому качественную мясную нарезку, без таракана. «Пока в России добиться полной компенсации сложно, потому что нет такой судебной практики, – сетует «НИ» адвокат. – Но если количество исков будет расти, возрастут и суммы компенсаций, а продавцы станут задумываться о качестве своего товара. Так что, подав в суд, можно не только компенсировать ущерб, но и сделать общественно полезное дело».

Правда, для того чтобы выиграть процесс против магазина, нужна хорошая доказательная база. «Сохраняйте чек и упаковку от товара, – советует читателям «НИ» Антон Лелявский. – Если вы отравились испорченным магазинным продуктом, нужно собирать медицинские справки – обращаться в стационар, где вам сделают анализы и выяснят, что именно послужило причиной недомогания».

Вне конкуренции

В Ассоциации компаний розничной торговли тем временем проблему ненадлежащего качества товаров в сетевых супермаркетах не признают. «В таких магазинах продукции уделяется очень серьезное внимание, – поделился с «НИ» исполнительный директор АКОРТ Олег Сазанов. – Там используется современное торговое оборудование, позволяющее четко соблюдать условия хранения продовольственных товаров, работают специальные службы качества». В Департаменте потребительского рынка и услуг Москвы признали, что такие добросовестные сотрудники действительно есть, но в каком именно магазине – сказать затруднились.

Специалисты отмечают, что нынешнее законодательство позволяет супермаркетам беспечно относиться к вопросам качества продукции и не бояться проверок. «За границей владельцам супермаркетов и в голову не приходит оставлять просроченный товар на полках, потому что это влечет за собой огромные штрафы и потерю репутации, – констатирует в беседе с корреспондентом «НИ» Анатолий Воликов. – А штраф в 15–20 тысяч рублей, который накладывает Роспотребнадзор на российские сетевые компании, практически ими не ощущается». Конкуренция же между магазинами, по мнению экспертов, в России еще не развита до такой степени, чтобы стать реальным механизмом контроля качества. «В Москве, например, супермаркетов много, но близко от дома обычно бывает только один, – пояснила нам заместитель начальника Управления оперативного контроля предприятий потребительского рынка и услуг Галина Фонарева. – Потому-то и предприниматели не слишком переживают за свой имидж».

МАРГАРИТА ВЕРХОВСКАЯ, АНАСТАСИЯ БЕРСЕНЕВА

Новые Известия