22.05.2008

Саудовская Аравия отменила результаты тендера, в котором победило РЖД

 Саудовская Аравия отменила результаты конкурса на строительство железной дороги, в котором победило ОАО «РЖД», сообщил глава российской компании Владимир Якунин. Для большинства экспертов решение саудовских властей оказалось довольно неожиданным. Проект строительства 520 километров железнодорожной магистрали, предложенный РЖД, мог принести выгоду обеим сторонам.

«Саудовская Аравия отменила результаты конкурса на строительство железной дороги, в котором победило ОАО «РЖД», — цитирует Владимира Якунина РИА «Новости». По его словам, решение властей Саудовской Аравии было продиктовано не экономическими или техническими проблемами российской компании, а политическими. «Это не проблема технологий или РЖД. Это проблема международных отношений», — пояснил глава «Российских железных дорог».

Ранее в начале 2008 года РЖД победила в тендере по контракту на строительство железнодорожного участка Аз-Забира — международный аэропорт имени Короля Халида. Предложение РЖД по одной из четырех частей программы по модернизации железнодорожной сети Саудовской Аравии, известной под общим названием «Север – Юг», было признано лучшим. Она смогла обойти в том числе четыре саудовских консорциума.

Отказ Саудовской Аравии от услуг РЖД по строительству железной дороги для большинства экспертов оказался неожиданностью.

Были названы две наиболее вероятные причины, по которым Саудовская Аравия могла пойти на отмену итогов конкурса, в котором победила РЖД.

С одной стороны, это решение могла пролоббировать одна из мировых корпораций, также претендовавших на контракт по строительству железнодорожной магистрали от Аз-Забиры до международного аэропорта имени Короля Халида.

Но, скорее всего, причина этого шага властей Саудовской Аравии чисто политическая. О чем и говорил Владимир Якунин. На днях Эр-Рияд посетил Джордж Буш. Эксперты считают, что этот визит ознаменовал собой примирение Саудовской Аравии и США, отношения между которыми испортились после терактов 2001 года. В сложившейся ситуации Саудовская Аравия должна была чем-то «пожертвовать», чтобы показать Вашингтону свое расположение. Тем более что несколько дней назад власти страны сообщили о том, что собираются отказаться от закупок американской военной техники и вооружений в пользу российских. Может быть, в этом случае «крайней» оказалась РЖД.

«Север – Юг» — это один из самых масштабных проектов на Ближнем Востоке: общая длина железнодорожной трассы должна была составить 2,4 тыс. километров, а ее стоимость – превысить 2 млрд долларов. Финансирование проекта должен был осуществлять специальный фонд при Министерстве финансов Саудовской Аравии.

В рамках предполагаемого контракта РЖД должна была проложить магистраль длиной около 520 километров. При этом необходимо было построить 621 водопропускную трубу, 20 верблюдопереходов, 26 железнодорожных и автодорожных путепроводов, а также 8 железнодорожных мостов. Объем земляных работ, по прогнозам экспертов, должен был составить свыше 112 млн кубометров.

К тому же этот проект казался выгодным для обеих сторон. Оценивая экономическую выгоду проекта для России и Саудовской Аравии, заведующий сектором экономики Института востоковедения РАН Александр Филоник не так давно сказал: «Это даст дополнительные возможности для России в подъеме производства, занятости рабочей силы, активизации технической мысли и т.п. Но и, естественно, для Саудовской Аравии это будет также выигрышный проект, поскольку наша железнодорожная техника надежна, проста, неприхотлива к тяжелым условиям и будет служить десятилетиями. К тому же экономический эффект для королевства будет большим. Известно, что там, куда приходит дорога, начинается интенсивный подъем экономики, до 10 раз увеличиваются объемы и темпы роста, освоения территорий, их заселения».

Впрочем, РЖД при таком положении вещей не унывают — как рассказал старший вице-президент компании Федор Андреев, в «Российских железных дорогах» обсуждается возможность проведения IPO, которое грозит стать самым масштабным в российской истории. Речь может идти о размещении до 25%, за которые компания, вероятно, получит более 25 млрд долларов. Правда, на подготовку размещения уйдет, по словам представителя РЖД, около трех лет.