23.05.2008

АвтоВАЗ скупает заводы.
В России может закрыться производство Skoda, Chevrolet и Kia

 Партнерство ОАО АвтоВАЗ и французского автоконцерна Renault начинается с их экспансии в СНГ. АвтоВАЗ уже давно ведет переговоры о покупке ОАО "Иж-Авто" (Удмуртия), а в сентябре может приобрести контрольный пакет еще одного автосборочного завода — ОАО "Азия авто" (Казахстан). Оба приобретения будут стоить автоконцерну минимум $700 млн. Кроме того, АвтоВАЗ и Renault могут закрыть производство Skoda и Chevrolet на "Азии авто" и укрепить позиции собственных моделей на рынках СНГ и Азии.

Переговоры о возможной покупке ОАО "Иж-Авто" (входит в группу СОК) начались сразу же после покупки блокпакета АвтоВАЗа французским концерном Renault. Тогда же АвтоВАЗ начал переговоры о покупке еще одного автосборочного актива, "Азии авто", а также осмотрел мощности ЗАО "Автотор" (Калининград). На АвтоВАЗе не исключают, что также будут "искать возможности для приобретения автосборочных мощностей на Украине".

ОАО "Азия авто" подконтрольно группе "Бипэк авто" (Казахстан), которая занимается производством, сбытом и сервисом автомобилей. Производство на "Азии авто" запущено в 2003 году, проектная мощность завода — 45 тыс. машин. АвтоВАЗ поставляет на "Азию авто" машинокомплекты для сборки моделей Lada. Кроме того, завод собирает модели Chevrolet и Skoda. На АвтоВАЗе отмечают, что потенциальная мощность "Азии авто" сопоставима с общим объемом продаж автомобилей в республике (43 тыс. машин). Однако завод недозагружен: по итогам 2007 года он собрал всего 4,4 тыс. машин.

«Иж-Авто» входит в группу СОК наряду с несколькими предприятиями по производ¬ству автокомпонентов. С августа 2005 года «Иж-Авто» осуществляет промышленную сборку автомобилей Kia Spectra, с марта 2007-го — внедорожников Kia Sorento, с декабря 2006-го по январь 2008 года выпускал Kia Rio JB. Также завод производит ВАЗ-2104 и Иж-27175 фургон. В прошлом году компания реализовала почти 80 тыс. автомобилей.
В начале февраля этого года группа СОК предложила АвтоВАЗу купить Ижевский автозавод. Эксперты отмечали, что покупка АвтоВАЗом «Иж-Авто» была бы выгодной сделкой, ведь сейчас у АвтоВАЗа нет возможностей для существенного увеличения производства. Уже в начале апреля АвтоВАЗ начал финансовый и юридический аудит «Иж-Авто».

Между тем вчера ряд новостных агентств со ссылкой на гендиректора «Иж-Авто» Михаила Добындо сообщили, что ижевский завод будет входить в альянс Renault — Nissan — АвтоВАЗ, при этом стороны согласовали увеличение мощностей «Иж-Авто» до 220 тыс., а затем до 350 тыс. автомобилей в год. Тем не менее, в группе СОК вчера пояснили, что переговорный процесс продолжается, и каких-либо документов стороны пока не подписывали. Впрочем, возможность именно такого союза вполне логична. В группе СОК подтверждают, что заинтересованы в заявленном увеличении мощностей. «Сегодняшние мощности позволяют выпускать порядка 220 тыс. автомобилей в год, — говорят в группе. — При незначительных инвестициях мощность предприятия может быть увеличена до 350 тыс. авто в год». Однако говорить о том, возможен ли выпуск в этих количествах моделей АвтоВАЗа или Renault — Nissan, пока рано, все будет зависеть от решения потенциальных покупателей завода.

"Ижавто" аналитики оценивали в $450-500 млн. По мнению Михаила Лямина, на покупку "Азии авто" АвтоВАЗу и Renault может потребоваться $60-80 млн, и еще около $200 млн партнерам придется вложить в расширение мощностей. По словам господина Лямина, эти деньги может предоставить АвтоВАЗ, который выпускает три облигационных займа на сумму до $400 млн. Планы экспансии в СНГ за счет новых покупок аналитики поддерживают. Собеседник «Ъ» Михаил Пак из ИФД "Капиталъ" соглашается, что это "может быть перспективно с точки зрения дальнейшего продвижения на экспортные рынки, например в Индию или Китай". Кроме того, добавляет аналитик, по мере приобретения активов АвтоВАЗ сможет закрывать на них сборку конкурирующих моделей. Руководство АвтоВАЗа уже давало понять, что закроет на "Ижавто" выпуск корейской Kia в случае покупки