26.05.2008
Логотип Талосто

К открытию сезона ГК "Талосто" оценила российский рынок мороженого и выделила основные тренды в его развитии

ГК "Талосто" традиционно в преддверии официального открытия сезона на Праздниках мороженого в Москве (1 июня) и Санкт-Петербурге (31 мая - 1 июня) оценила состояние рынка мороженого РФ на сегодняшний день. Рынок отличается высоким уровнем консолидации, изменениями структуры продаж и удельного веса одной покупки.

Федеральный рынок

По итогам 2007года на рынке мороженого 10 ведущих производителей занимают более 70% рынка. Процесс консолидации рынка продолжается, однако, по-прежнему, доминируют на рынке отечественные производители. По данным "Бизнес Аналитика - Интегрированные маркетинговые исследования", 9 производителей из 10 лидирующих компаний - российские компании. Первое место по объему продаж занимает ГК "Талосто" с долей 14,1%, далее следуют ГК "Инмарко" и Nestle с долями 13,3% и 11,6%, соответственно. По показателям дистрибуции лидирующая тройка выглядит следующим образом: ГК "Талосто" - 63,7%; Nestle - 49,1%, "Айсберри" - 43,4%, ГК "Инмарко" занимает 4-ое место с показателем 39,6%.

С 2008года на рынок вошел новый зарубежный участник - компания Unilever, купив отечественного производителя ГК "Инмарко". Подобная тенденция показывает доверие потребителя к продукции отечественных производителей, славящейся своим высоким качеством и разнообразием вкусов.

"Оценивая рынок мороженого в целом, можно говорить о том, что годовые темпы прироста рынка в натуральном выражении замедлились: если в 2001-2003 годах они составляли 4-5%, в 2004-2005 годах - 2-3%, то в 2005-2006 годах показатели не превысили 1%. В 2007году по оценке экспертов ГК "Талосто" роста объема рынка не произошло, такая же тенденция сохранится в 2008 году. Рынок мороженого характеризуется не количественными, а качественными изменениями: растет доля сегмента семейного мороженого, увеличивается средний вес одной покупки", - комментирует Алексей Абросимов, Генеральный директор ГК "Талосто".

Центральный регион (Казань, Нижний Новгород, Самара, Саратов) характеризуется также высоким уровнем концентрации. Так, в 2007году, на долю 10 крупнейших производителей приходилось 73,7% продаж.

В тройку лидеров по объему продаж в натуральном выражении вошли следующие компании: I место - ГК "Талосто", 13,4%; II место - "Сам-По" (Самара), 10,2.%; III место - "Холод" (Воронеж), 8,6%. Тройка лидеров по показателю дистрибуции составляют: I место - ГК "Талосто", 75,3%; II место - "Nestle", 36,1%; III место - ГК "Айсберри", 35,6%.

Южный регион (Волгоград, Краснодар, Ростов-на-Дону) 82,4% продаж приходится на долю 10 крупнейших производителей. Наблюдается рост производителей второй "десятки", в том числе "Айс-Дон" (Ростов-на-Дону), "Полайс" (Таганрог), "Казаков ЧП" (Пенза), "Исток-М" (Краснодар), "Браво Плюс" ЗАО (Краснодар). В тройку лидеров по объему продаж в целом 2007 году входят такие компании, как ГК "Талосто" (I место, 18,4%), "Волгомясомолторг" (II место,12,4%); "Краснодарский ХК" - 9,3%. В тройку лидеров по дистрибуции вошли следующие компании: I место - ГК "Талосто" (79,2%); II место - "Nestle" (52,2%); III место - "Айсберри", (52,0%).

Перед открытием сезона мороженого аналитики ГК "Талосто" выделили основные тенденции рынка мороженого. Ими стали высокая консолидация рынка, доминанта отечественных производителей, усиление розничных сетей как канала сбыта, тенденция к выпуску мороженого в инновационных форме и упаковке. Данные предоставлены "Бизнес Аналитикой" и Euromonitor International.

1. Высокая консолидация рынка с доминантой отечественных производителей

По итогам 2007г. 10 ведущих производителей занимают более 70% рынка. Процесс консолидации рынка продолжается, однако, по-прежнему, доминируют на рынке отечественные производители. 9 производителей из 10 лидирующих компаний - российские компании. С 2008г. на рынок вошел новый зарубежный участник рынка компания Unilever, купив отечественного производителя ГК "Инмарко". Подобная тенденция показывает доверие потребителя к продукции отечественных производителей, славящейся своим высоким качеством и разнообразием вкусов.

2. Усиление позиций канала сбыта - розничная сеть и развитие сегмента домашнего мороженого

По итогам 2007года доля покупателей мороженого, которые предпочитают супермаркеты и гипермаркеты в качестве основных мест покупок мороженого, составила 29,7% (I место в предпочтениях покупателей по местам покупки мороженого), что на 6,9п.п. выше показателей 2006г. При этом существенно снизилась доля потребителей, предпочитающих покупать мороженое в продовольственных магазинах, гастрономах - на 5,1п.п. (по сравнению с показателями 2006г.) и составила 25,8%. Также снижение доли наблюдается по предпочтению киосков и ларьков как основных мест покупок: 25,6% потребителей - по итогам 2007г.; 33,1% - по итогам 2006г.

По прогнозам ГК "Талосто" такие изменения будут в дальнейшем способствовать развитию направления домашнего мороженого. Одним из крупных городов, где проявляется данная тенденция, является Санкт-Петербург. В мае-декабре 2007г. доля продаж домашнего мороженого в Санкт-Петербурге по сравнению с тем же периодом 2006г. уже возросла на 4,23 п.п. и составила 49,4%, практически сравнявшись с долей импульсного мороженого (50,6%, соответственно). Состояние данного рынка можно считать показательным, так как Санкт-Петербург находится в числе лидеров среди городов России по доле потребителей мороженого - 63,9%.

По мнению экспертов ГК "Талосто" тенденция роста доли домашнего мороженого обусловлена несколькими причинами.

Во-первых, сегодня в РФ наблюдаются изменения общего стиля потребления, поход по магазинам становится новым способом времяпрепровождения всей семьи. Во многом, этому способствует активное развитие формата сетевой розничной торговли и одновременно снижение числа точек неорганизованной торговли в крупных городах РФ. Потребители все чаще всей семьей ездят за покупками в торговые сети. Средний потребитель мороженого - замужняя женщина, возраста 37-38 лет, со средним/высшим образованием, квалифицированный специалист/руководитель отдела - закупает продукты для дома также чаще в супермаркетах или гипермаркетах 1-2 раза в неделю. Примерно 5 раз в месяц в число семейных покупок входит мороженое.