04.06.2008
Romir

С мяса на хлеб



В мае 2008-го года в рамках регулярного опроса, в котором приняли участие 1134 респондента, исследователи «Ромир» выяснили реакцию граждан России на темпы роста цен на продукты питания.

Половина опрошенных (51%) заявили, что в мае цены на хлеб стали расти быстрее, чем в первые месяцы 2008-го года, когда действовал мораторий на повышение цен на отдельные виды социально значимых продуктов.
В Приволжском ФО такую точку зрения разделяют 66,6% респондентов, а в Центральном федеральном округе (ЦФО) только 38%.
Среди граждан моложе 25 лет более высокие темпы роста цен на хлеб в мае отметили 42%, а среди тех, кто старше 60 лет – 64%.
65% граждан с низкими доходами жалуются на ускорение темпов роста цен на хлеб, отметили ускорение роста цен и респонденты с высоким доходом – 42%.

Диаграмма 1
Распределение ответов на вопрос «Как изменились цены на хлеб в мае по сравнению с тем, как они изменялись в первые месяцы 2008-го года», (%)
«Как изменились цены на хлеб в мае по сравнению с тем, как они изменялись в первые месяцы 2008-го года»
Почти треть респондентов уверены, что цены на хлеб в мае росли такими же темпами, как и в начале года. Среди жителей Поволжья и Северо-Запада так считает значимо меньшая доля опрошенных (21-23%). А среди проживающих в ЦФО – 42%.

Почти 40% граждан моложе 35 лет не отметили изменений в темпах роста цен. Среди тех, кто старше 60 лет не заметили роста цен всего 23%.
42% россиян с высокими доходами считают, что цены на хлеб в мае росли такими же темпами, как и в начале года, против 21% среди граждан с низкими доходами.
Каждый десятый (10%) респондент заявил, что в мае цены на хлеб росли даже меньшими темпами, чем в начале года, когда действовал мораторий. А 7% опрошенных и вовсе отметили прекращение роста цен на хлеб в мае. Интересно, что эти проценты практически не зависят от пола, возраста, семейного положения, социального статуса, дохода и региона проживания участников опроса.
Процент тех, кто отметил абсолютное снижение цен на хлеб в мае, исчезающе мал – менее 0,2%.

Диаграмма 2

Распределение ответов на вопрос «Как изменились цены на хлеб в мае, по сравнению с тем как они изменялись в первые месяцы 2008-го года?» в зависимости от дохода респондента, (%)
Как изменились цены на хлеб в мае, по сравнению с тем как они изменялись в первые месяцы 2008-го года?» в зависимости от дохода респондента
Аналогичные ответы были получены на вопросы об изменении цен на куриные яйца и мясо – см. Диаграммы 3 и 4.

Диаграмма 3

Распределение ответов на вопрос «Как изменились цены на яйца в мае по сравнению с тем как они изменялись в первые месяцы 2008-го года», (%)
«Как изменились цены на яйца в мае по сравнению с тем как они изменялись в первые месяцы 2008-го года»

Диаграмма 4

Распределение ответов на вопрос «Как изменились цены на мясо в мае по сравнению с тем как они изменялись в первые месяцы 2008-го года», (%)
Как изменились цены на мясо в мае по сравнению с тем как они изменялись в первые месяцы 2008-го года
Рост цен заставил изменить свое потребительское поведение значимую часть населения (от 30 до 45%). Кто-то стал покупать меньше подорожавших продуктов (или реже покупать их, что привело к уменьшению объемов потребления), кто-то перешел на более дешевые категории (сорта) хлеба, яиц и мяса, кто-то сменил места приобретения этих продуктов на более «экономичные» (дискаунтеры, супермаркеты эконом-класса).

Менее всего подвержен влиянию «ценового ралли» хлеб. 69% респондентов утверждают, что рост цен не повлиял на потребление хлеба в их семьях, 12% говорят, что стали покупать меньше (среди граждан старше 60 лет, и лиц с низкими доходами так ответили 20%).
9% стали покупать хлеб в менее дорогих магазинах (13% в старшей возрастной группе и среди малообеспеченных), 7% перешли на менее дорогие сорта хлеба. Интересно, что 2,5% участников исследования заявили, что в последний месяц стали покупать либо больше хлеба, либо более дорогие сорта. Среди руководителей такие ответы дали 9% опрошенных. А вот по возрасту и доходу значимых различий выявлено не было.

60% опрошенных уверены, что рост цен не повлиял на потребление яиц в их семьях. 19% (среди граждан с низкими доходами – 29%) отмечают уменьшение количества и/или сокращение частоты покупок. 12% стали выбирать более экономичные магазины, а 8% приобретают яйца более дешевых категорий.

Наиболее чувствительным к росту цен продуктом оказалось мясо. Только 55% респондентов говорят, что рост цен не повлиял на потребление мяса в их семьях. 24% утверждают, что стали покупать меньше мяса (в Южном федеральном округе таких 46%, среди граждан старше 60 лет – 36%, среди граждан с низкими доходами – 32%). 11% сменили место покупки на менее дорогое. 9% стали покупать менее дорогие сорта мяса.

Диаграмма 5

Распределение ответов на вопрос «Как рост цены на мясо повлиял на его потребление в вашей семье в 2008-м году» в зависимости от дохода респондента, (%)
Как рост цены на мясо повлиял на его потребление в вашей семье в 2008-м году» в зависимости от дохода респондента
И все же, справедливости ради, следует еще раз отметить, что, несмотря на рост цен, более половины опрошенных заявляют, что потребление основных продуктов питания в их семьях не изменилось.
Очевидно, что это связано с продолжающимся (в первом полугодии 2008-го года) ростом реальных, и особенно номинальных доходов населения, которые возросли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года примерно на 25%. Что несколько (примерно на 10%) превышает общий рост потребительских цен и примерно соответствует росту цен на ключевые продукты питания, такие как хлеб, подсолнечное масло, яйца, мясо. Так, средняя заработная плата возросла с 12 до 16 тысяч рублей в месяц, а средние душевые доходы населения с 10 до 12,5 тысяч рублей в месяц.
Но, рост доходов населения (и реальных, и номинальных) носит крайне неравномерный характер. Неравенство в распределении доходов, к сожалению, усиливается. Номинальный рост доходов значительной части россиян не успевает за ростом цен на продукты питания, что ведет к снижению потребления и ухудшению структуры питания у не малой части населения страны. Это и показали результаты майского опроса Ромир.

Игорь Березин
Ведущий консультант Ромир,
Президент Гильдии Маркетологов

www.rmh.ru