Погнаться за модой. Мировые производители одежды могут разлюбить РоссиюРоссия занимает третье место среди развивающихся стран по привлекательности для инвестиций в розничную торговлю. Об этом свидетельствует рейтинг, опубликованный во вторник международной консалтинговой компанией A.T. Kearney. Но демографическая проблема уже ударила по потенциалу нашей страны в одном из секторов торговли – одежном сегменте.В 2003–2004 годах РФ была на первом месте по привлекательности для развития розничной торговли. Однако потом нас оттеснила на второе место Индия, принявшая законы об открытии ритейла для иностранных инвесторов, а теперь подвинул и Вьетнам, принявший аналогичные законы. Постепенное сползание России вниз не противоречит потребительскому буму, а скорее следует из него. Торговля в нашей стране интенсивно развивается, появляются современные форматы (гипермаркеты, дискаунтеры), западный бизнес проникает в столицы, а крупные отечественные сети захватывают регионы. Поэтому у инвестора все меньше возможностей «развернуться». Зато Вьетнам для них – непаханое поле. Это одна из немногих стран с «направляющей» компартией во главе. Она стремится копировать опыт Китая, открывается для иностранных инвесторов, а рост ее экономики превысил 8% в год. Здесь проживают 79 млн. человек моложе 65 лет, а потребительские расходы за восемь лет выросли на 75%. Бизнесмены почуяли вкус денег, и во Вьетнам уже пришел класс «люкс» – Gucci, Cartier, Rolex, отмечают эксперты A.T. Kearney. А вот наша соседка Украина за год спустилась с 5-го на 17-е место. Причиной провала стали коррупция, продолжающаяся политическая нестабильность и растущая инфляция (17%). Некоторые розничные проекты из-за этого уже заморожены. Неприятный сюрприз для России преподнес рейтинг развития розничной торговли в секторе одежды, составленный впервые. Там мы оказались на 9-м месте. Впрочем, это не стоит рассматривать как признак того, что отечественный сегмент одежды не будет развиваться. Наоборот, в стране наблюдается потребительский бум, и продажи одежды прирастают на 10–15% в год. Однако на фоне других стран мы выглядим неперспективно для глобальных игроков. «При оценке перспектив учитываются не только доходы населения, но количество жителей. А в России население уменьшается. Кроме того, оно стареет», – пояснили «НИ» эксперты. Лидер одежного рейтинга – Бразилия. Это не только одна из самых больших и одновременно быстро развивающихся экономик в целом. В ней 60% населения моложе 29 лет, и молодые бразильцы готовы тратить деньги на модную одежду. Страна – шестой в мире производитель одежды, но ее мощностей не хватает, чтобы удовлетворить растущий спрос. Средний бразилец покупает одежды на 402 доллара в год. Социологические опросы показывают: в России наблюдаются те же тенденции. По данным фонда «Общественное мнение», 64% россиян в возрасте 18–35 лет считают, что одеваются модно, а 22% – немодно. Среди молодежи 61% хотел бы одеваться еще моднее. Однако среди населения старше 35 лет доля модников столь мала, что в целом по населению считают себя одевающимися современно лишь 39% россиян, а несовременно – 44%.
НИКОЛАЙ ДЗИСЬ-ВОЙНАРОВСКИЙ Новые Известия |
||