09.06.2008

На почту России поступила жалоба в ФАС. Альтернативные агентства требуют лишить ФГУП 1,6 миллиарда рублей дотаций

Руководители крупнейших альтернативных агентств подписки пожаловались в Федеральную антимонопольную службу на ФГУП "Почта России", которое готовится получить государственную дотацию в размере 1,6 миллиарда рублей. Они опасаются, что, получив эти деньги, "Почта России" "выдавит" их с рынка. "Подобная мера противоречит ФЗ "О защите конкуренции", так как ставит остальных участников рынка подписки на периодические печатные издания в неравные условия по отношению к ФГУПу",- говорится в письме.

В пресс-службе "Почты России" "Коммерсанту" сообщили, что в администрации президента уже пообещали выделить им 1,6 миллиарда рублей до 1 июля. Взамен "Почта России" обязалась не поднимать цены на подписку с 1 января 2009 года.

По оценке агентства "Урал-Пресс", "Почта России" контролирует 65% рынка подписки в стране. Крупнейшими частными игроками являются "Интер-Почта" (10% рынка), "Урал-Пресс" (8%), "Пресс-Информ" (3%), "Коммерсант-Курьер" (2,5%); еще около 100 организаций контролируют 11,5% рынка подписки. По оценке гендиректора "Роспечати" Александра Власова, оборот рынка подписки в прошлом году составил 16 миллиарда рублей - всего в десять больше дотаций, перечисляемых ФГУПу.

За последние два года доля "Почты России" на рынке подписки сократилась на 20%, так как качество услуг частных агентств выше, отмечают операторы. "Если часть расходов на оказание услуг по подписке ФГУПу будет компенсировать государство, "Почта России" сможет предлагать цену контракта даже с нулевой доходностью (то есть оформлять подписку по цене издателей)",- говорит "Коммерсанту" гендиректор агентства "Урал-Пресс" Константин Астафьев. По данным АРПП, дотаций хватит, чтобы полностью покрыть расходы на транспортировку, которые в зависимости от региона составляют 300-500 рублей за полугодовую подписку на издание. "Уменьшение числа игроков на рынке приведет к снижению качества работы "Почты России". Получать периодику подписчики будут с опозданием на несколько дней",- предупреждает гендиректор "Коммерсант-Курьера" Андрей Коннов.

Главный редактор "Комсомольской правды" Владимир Сунгоркин, напротив, уверен, что дотировать "Почту России" необходимо: "Это самый быстрый способ остановить не прекращающийся уже четыре года рост цен на подписку". По словам главреда "МК" Павла Гусева, только с начала этого года, подписные цены на региональные издания увеличились в разных регионах страны на 100-300%, на федеральные - на 15-80%: "Скоро мы придем к тому, что услуга подписки будет просто недоступна значительной части россиян". Господин Сунгоркин отмечает, что "альтернативные подписные агентства в города с населением менее 500 тыс. идти не хотят - нерентабельно".

По подсчетам самого ФГУПа, убыток "Почты России" от реализации услуг по подписке во втором полугодии 2006 года составил 1,2 миллиарда рублей, в 2007 году - 3,2 миллиарда, прогнозируемый убыток в 2008 году - 4,2 миллиарда.