17.06.2008

Михаил Фридман рассказал, чего ТНК-ВР лишилась по вине британцев

Михаил Фридман, председатель
Совета директоров.
Фото с сайта ТНК-BP
Вчера председатель совета директоров TNK-BP Ltd. Михаил Фридман сообщил журналистам некоторые подробности того, из-за чего уже несколько месяцев ломают копья российские и британские акционеры компании.

Ранее Фридман в интервью "Ведомостям" говорил: "Для нас не существует каких-либо четких географических и иных ограничений, и любые вещи, которые, как нам кажется, увеличивают эффективность наших инвестиций, являются вполне привлекательными. ВР смотрит на это совершенно по-другому". По его словам, консорциум ААР предлагал совету директоров ТНК-ВР расширение работ практически по всему миру, но не получил одобрения. Это четыре НПЗ мощностью 6,6 миллиона тонн нефти в год и сеть из 600 АЗС в Польше, НПЗ Mazeikiu Nafta, турецкий нефтехолдинг Tupras, доли в НПЗ Ruhroel и Schwerdt в Германии, Кременчугский НПЗ, доля в проекте "Бургас - Александруполис" и Трансизраильский трубопровод, нефтяные участки в Казахстане, добывающие активы в Туркменистане и Курдистане.

В ВР комментировать это не стали. Но часть сделок, упомянутых ААР, не состоялась по объективным причинам, утверждают два источника - и в ТНК-ВР, и в ВР. Так, за Mazeikiu ТНК-ВР была готова платить до 1 миллиарда долларов, и актив ушел за 1,5 миллиарда польской PKN Orlen. Оферту по покупке отдельных туркменских активов британской Burren Energy перебила Eni (купила ее целиком за 3,6 миллиарда долларов), а в "Бургас" ТНК-ВР не попала, потому что правительство РФ решило поделить свою долю в проекте между "Роснефтью", "Газпром нефтью" и "Транснефтью" (и бывший топ-менеджер "Транснефти" вспоминает, что ТНК-ВР решила выйти из проекта еще до этого). Купить НПЗ в Гданьске не удалось, потому что Польша передумала его приватизировать, говорит один из собеседников "Ведомостей". Представитель ААР прокомментировать эти контраргументы вчера не смог.

В противовес имевшим место сообщениям о возможной продаже одной из сторон своей доли в ТНК-ВР, Фридман заявил, что ни одна из сторон не хочет продавать доли в компании. Более того, по его словам, AAR "не возражает" против продления соглашения с BP об ограничении на продажу акций ТНК-ВР на любой срок, который устраивает BP (первое соглашение истекло 1 января).

Михаил Фридман в очередной раз подтвердил, что конфликт акционеров нефтекомпании будет решаться в судах. Среди прочего россияне оспаривают проведение собрание акционеров "ТНК-ВР Холдинга", которое назначено на 26 июня.

В то же время исполнительный вице-президент ТНК-ВР по правовому обеспечению Игорь Майданник заявил "Коммерсанту", что для решения проблемы с советом не обязательно отменять собрание. "Так как выдвинуты девять кандидатов на девять мест, достаточно любому из них отказаться от исполнения своих обязанностей, и новый совет сформирован не будет",- поясняет Майданник. В этом случае полномочия старого совета истекут 30 июня, уточняет глава аналитического департамента юридической компании "Вегас-Лекс" Максим Черниговский, добавляя, что у совета остается только возможность созыва нового собрания с повесткой о переизбрании совета. "Возможно, что к этому моменту акционерам удастся договориться о паритетном управлении",- полагает источник "Коммерсанта", близкий к владельцам компании.