25.06.2008

PlatZkart в солнечный Дагестан

Творческое объединение PlatZkart (Краснодар) в своем корпоративном блоге опубликовало результаты работы по созданию фирменного стиля республики Дагестан.

Приступая к разработке, творческая группа этого проекта изучила историю этого народа, его культурные ценности и традиции, что позволило им определить направление работы. Выбору стилевого направления и началу работы также предшествовал анализ современных трендов в логотипах других стран. Виктор Подкопаев, арт-директор PlatZkart, рассказывает, что перед началом работы, ими был определен набор ключевых для проекта слов и словосочетаний, таких как гостеприимство, открытость, солнечность, экологичность, перспективность, культурное наследие, уникальная природа и дагестанский коньяк. Последний в логотипе никак не увековечен, но, по словам самого арт-директора проекта, использовался творческой группой в качестве топлива.

 



Первой сложностью, с которой довелось столкнуться PlatZkart, стало создание двуязычного логотипа. «Проблема в том, что написание республики в русском и английском варианте сильно отличались, - рассказывает Виктор Подкопаев, - Латинские буквы более округлые и обтекаемые, тогда как в русском присутствует много углов. Особое внимание заслуживает буква "Д". В английском варианте она представляет собой половину окружности "D", а в русском - ничего близкого - "Д". Так как эта буква первая и во многом способствует узнаваемости логотипа, ей мы уделили особое внимание. Довольно распространённая ошибка использовать английскую букву "D" в русских логотипах - ошибка довольно грубая, которая противоречит традициям русской типографики. Единственное исключение - это прописные написания, в этом случае буква "Д" может предстать в виде "D". Также прописное написание позволит сгладить угловатость русского написания. Таким образом, рукописное написание и использование прописных букв являются единственно возможным решением в данном случае, позволяющим создать визуально однородные и перекликающиеся латинскую и кириллическую версии». В PlatZkart подобрали для этой задачи бесплатный шрифт, который оказался далек от желаемого идеала. Виктор Подкопаев рассказывает: «Размеры букв хромали, наклон плясал от буквы к букве, толщина штриха жила своей жизнью и, к тому же, в этом шрифте отсутствовали кириллические буквы. Так что, взяв этот шрифт за основу, мы нарисовали новый".

Стилевой элемент «солнце», присутствующий в новом логотипе, символизирует солнце инвестиций и светлого будущего. Солнце присутствует также в гербе Страны гор и олицетворяет жизнь, источник жизни, жизненную силу, свет, богатство, плодородие, изобилие. В целом, солнце выражает идею жизнеутверждения и процветания Дагестана. Три луча окрашены в цвета флага. Каждый цвет имеет своё историческое значение. Помимо основного логотипа, был разработан его мини-вариант для сувенирной продукции и значков.



Первый стилевой элемент был выведен из герба республики. Цвета элемента выдержаны в рамках цветовой палитры, поддерживая ассоциации с гербом, флагом и логотипом Дагестана.



Следующий элемент - это береговая линия, которая является уникальным географическим стилевым элементом, присущим республике.


Для разработки следующего элемента, доставившего наибольшее творческой группе наибольшее количество хлопот, был пересмотрен огромный массив национальных узоров, утверждают в PlatZkart.

«Особенность дагестанского узора в том, что он весьма детализирован, - говорит Виктор Подкопаев, - Задача была разработать такой узор, который будет легко узнаваться и, в тоже время, перекликаться с национальными мотивами. Перерисовав кучу вариантов, мы нашли то, что нужно».


Вариант с цветами из палитры



Кисть для Adobe Photoshop, которая формирует хаотичный узор из основного элемента паттерна.



«Как это довольно часто бывает в нашей компании, работ было сделано гораздо больше, чем планировалось изначально. Так получается, когда нам очень нравится проект. Мы просто не можем остановиться. Изначально это должна была быть быстрая работа, основа для дальнейших свершений (сайт и мультимедийная презентация республики). Когда мы приступаем к работе, мы отдаём ей всё, будь то разработка сложных сайтов, или обычная визитка. К счастью наших клиентов, это всегда положительно сказывается на результатах. Согласитесь, всегда приятно получить больше того, что ожидаешь», - рассказал Sostav.ru Виктор Подкопаев.



Он также добавил, что вопрос внедрения разработанного PlatZkart фирменного стиля ещё открыт. На вопрос о том, от кого поступил такой аппетитный заказ, Виктор Подкопаев таинственно отвечает, что в компанию обратился какой-то неизвестный в маске, но затем уточняет, что, в общем, заказ - прямой, а получившаяся работа - результат плотного сотрудничества с представителями правительства республики Дагестан.

 




Состав творческой группы:
Мария Фетисова - дизайнер,
Виктор Подкопаев - арт-директор,
Вячеслав Витюк - менеджер проекта,
Кизлярский коньячный завод - поставщик топлива.

Работу краснодарских специалистов Sostav.ru прокомментировал Николай Облапохин, творческий директор отдела корпоративного брендинга
Depot WPF Brand and Identity:

"Я бы оценил работу с точки зрения двух критериев: 1 - соответствие работы требованиям, предъявляемым к брендинговым решениям (а логотип и стиль федеративной республики - это такой же бренд, как и другие бренды) 2 - соответствие общим критериям оценки визуальных решений.

1. «Какие у этого бренда элементы уникальности (дифференциалы) которые отличают этот бренд от других, аналогичных?» и «Как эти элементы уникальности воплощены в логотипе и фирменном стиле?»
Я не вижу кратко сформулированную идею бренда, а имею список «ключевых фраз», начиная с "гостеприимства", заканчивая "уникальной природой".
Из этого списка «Культурные ценности» и «гостеприимство» могли бы стать реперными точками для создания узнаваемости, в том числе визуальной.
Семантика и визуальные признаки, которые использованы (солнце и многоцветие), к сожалению, общее место для логотипов такого рода. Поэтому они никак не выделяют стиль из ряда аналогов (корреляция используемых цветов с цветами герба республики и «тренды» не спасают ситуацию). На отсутствие уникальности графического решения работает и «нейтральная» типографика логотипа. В том, что лого не обладает элементами уникальности, возможно, нет 100% вины исполнителей - им просто не поставили правильно задачу.

2. Хорошо, что есть наличие стилевых элементов - это плюс для коммуникаций. В этом смысле «волны и ветер» - удачное графическое решение. Чего не скажешь о «береговой линии» - неузнаваемый и сложно читаемый графический элемент. Зачем давать три стилевых элемента? Описаны ли логика и правила использования этих элементов на различных носителях, либо они используются, исходя из субъективного мнения конкретного исполнителя? Если да, то это большая проблема для контроля качества последующей рекламной продукции. Думаю, одного-двух стилевых элементов было бы достаточно для решения данной задачи".

Евгения Мелешко, Sostav.ru