08.08.2008

Розничные продажи алкогольных напитков выросли на 6% на 53 рынках: исследование Nielsen

Россия на четвертом месте среди самых быстрорастущих мировых рынков алкоголя, с оборотом свыше $1 млрд. Россияне распробовали "благородные" напитки: двузначный рост в категориях виски, шампанское и вино за 2007 год

Шести процентный рост продемонстрировал глобальный рынок алкогольных напитков в 2007 году, водка и сидр показали рост в 11% и 14% соответственно, став, таким образом, одними из самых быстрорастущих категорий в мире. Таковы результаты отчета международной компании Nielsen (The Nielsen Company), которая сегодня анонсировала первое в своем роде исследование, охватывающее как данные аудита розничных продаж, так и канала HoReCa.

17% рост обеспечил России четвертое место среди самых быстрорастущих мировых рынков алкоголя, с оборотом свыше $1 млрд. (см. табл) и позволил возглавить список ведущих мировых рынков алкоголя по показателям роста, опередив Великобританию (+5%), США (+ 4%) и Германию (+2%).

Табл. 1 Самые быстрорастущие рынки, с оборотом свыше $1 млрд:

Рынок % рост
Украина 43%
Венесуэла 29%
Аргентина 23%
Россия 17%
Польша 15%
Бразилия 12%
Таиланд 12%


Источник: The Nielsen Company "What's Hot around the Globe -
Insights on Alcoholic Beverage Categories"
2006-2007

"Не смотря на некоторый спад в потреблении алкогольных напитков в 2006 году обусловленный сбоем в работе системы ЕГАИС, в 2007 рынок стабилизовался и показал хороший денежный рост", комментирует Илона Лепп, Директор отдела по работе с клиентами подразделения аудита розничных продаж "Nielsen Россия".

В связи с тем, что исследование было сосредоточено на продажах в стоимостном выражении, инфляция могла повлиять на общий тренд. Тем не менее, нельзя ни отметить еще одного фактора, обуславливающего стоимостной рост. Во многих странах, где категории находится на этапе подъема, в том числе и в России, потребители переключаются в сторону более дорогих, премиальных брендов, что также повлияло на общую картину рынка.

"В России и Польше прослеживается четкий тренд: по мере возрастания покупательной способности в этих странах потребители переключаются на премиальные бренды в алкогольных напитках, -- говорит Ричард Хёрст, старший вице-президент The Nielsen Company, -- естественно, частично такой рост потребления алкогольных напитков обусловлен ценовой инфляцией, однако многие развивающиеся регионы становятся все более и более привлекательными для розничной торговли товаров именно благодаря стабильным показателям роста из года в год".

Самой большой категорией на алкогольном рынке в мире остается пиво. И если США являются самым большим рынком, по показателю чистой прибыли, то Россия - лидером по темпам роста (+23%). Не взирая на увеличение акцизной ставки, стоимостной рост стабилен в категории из года в год.

Продажи шампанского и игристого вина выросли за 2007 год на 30% в стоимостном выражении. "Развивающаяся российская экономика позитивно повлияла на культуру потребления алкогольных напитков. Рынок виски, пока небольшой (в сравнении, например, с западноевропейскими странами), но потребление в этой категории растет по мере роста благосостояния россиян (+54%)", комментирует И. Лепп.

Задают темп глобального роста категории алкогольных напитков такие регионы, как EEMEA (Восточная Европа, Ближний Восток и Африка) и Латинская Америка, демонстрирующие 17% и 15% рост соответственно. В Европе, Северной Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе эти показатели намного скромнее - всего по 4%. Маленькие и развивающиеся рынки демонстрируют еще более существенные темпы роста благодаря низкой денежной базе.

К мировым бестселлерам в области розничной продажи алкоголя в магазинах относятся следующие товары:

-Сидр. Общий рост в 14% сделал сидр самой быстрорастущей категорией. На основании данных по всем рынкам, включенных в исследование, лидирующую позицию занимает Англия - 26% рост миллиардной категории рынка. Прибалтийские рынки - Литва (44%) и Латвия (42%) - также продемонстрировали существенные показатели годового роста, хоть и при значительно более низкой базе, чем Англия.

-Водка. Общий рост потребления составил 11%. Россия - крупнейший рынок продаж данной категории - показала 7% годовое увеличение в стоимостном выражении, во многом за счет переключения потребителей на премиальные бренды, в то время как Польша - второй по величине рынок - продемонстрировала рост, превышающий 17% в год. В Западной Европе лидерами оказались Англия и Франция с показателями в 11% и 13% соответственно. В Западной Европе водка становится модным напитком, частично вытесняя другие алкогольные напитки, включая скотч и ром.

-Алкогольные коктейли. В целом, рост составил 7%, но варьировался в зависимости от стран: во многих было отмечено сокращение потребления за прошлый год. Лидирующим оказался рынок Австралии - 10% рост категории рынка с оборотом в 2 миллиарда долларов, второе место занимает Япония - 28% рост на рынке с оборотом в 300 миллионов долларов. В некоторых странах отмечены отрицательные тренды. США - второй по величине рынок в стоимостном выражении после Австралии - снижение показателей на 1%. Среди стран с негативным трендом оказались Англия (-6%), Франция (-7%) и Ирландия (-8%).

Что касается продажи алкогольных напитков в барах и ресторанах, в большинстве стран ростом отличаются показатели по потреблению вина, водочные напитки, напротив, больше популярны в розничной продаже, а для пива - крупнейшей категории алкогольных напитков - характерно равномерное распределение потребления в розничной сфере и в заведениях.
Об исследовании глобального рынка алкогольных напитков
Исследование рынка алкогольных напитков (из серии What's hot around the globe)Nielsen поводилось в 53 странах мира. Страны были сгруппированы по 5 регионам: Азиатско-Тихоокеанский регион, Регион EEMEA (куда входит и Россия), Европа, Южная Америка и Северная Америка. Исследование было направлено на определение покупательской активности потребителей в магазинах, крупных сетевых розничных точках, а также ресторанах и барах в течение двух годовых периодов, 2006 и 2007. Во многих странах специализированные алкогольные магазины не включались в область исследования по причине особых местных ограничений и правил. На российском рынке канал HoReCa не был включен. Все данные, включенные в исследование, приведены в стоимостном выражении.
В России были взяты следующие периоды и география --
период для категорий:
- водка, текила, ром, коньяк, ликеры, виски, игристое вино и шампанское - февраль 2006 - январь 2007 vs. февраль 2007 - январь 2008
-пиво - январь 2006 - декабрь 2006 vs. январь 2007 - декабрь 2007

география для категорий:
-водка, пиво - национальная Россия, города с населением свыше 10 тыс. человек
-виски, игристое вино, шампанское, ром, коньяк, ликеры - 15 городов (Владивосток, Волгоград, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Красноярск, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Хабаровск)
-текила - 7 городов (Екатеринбург, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург)