26.08.2008

Секретные материалы. В России трудно получить даже разрешенную информацию, но можно купить запрещенную

Российские законы достаточно либеральны в том смысле, что каждый гражданин может узнать о властных органах почти все. Но этот либерализм бумажный. На деле все получается с точностью до наоборот.

По словам экспертов, чиновники у нас стараются засекретить все, что возможно. Например, официально получить данные даже о количестве самих чиновниках, или же информацию об их налоговых отчислениях в бюджет невозможно. А самый стандартный ответ на запрос гражданина в министерство или ведомство звучит так – «вас это не касается». Точно так же дела обстояли в советское время.

В сентябре в Госдуме будет рассмотрен в первом чтении законопроект «Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности». В нем предлагается законодательно обязать российскую Фемиду обеспечить граждан «полной информацией о времени и порядке работы судов, о движении дел и заявлений в суде, включая информацию о времени и месте их рассмотрения, отложении и приостановлении». Автором закона выступил Верховный суд. Если в этой инстанции рассмотрение дел достаточно открыто, то уже на районном уровне граждане практически лишены возможности получить хоть какую-то информацию о деятельности судов.

Проблему открытости отечественного бюрократического аппарата в июле на совещании в Петрозаводске, посвященному компьютерным технологиям, поднимал и президент России. Тогда Дмитрий Медведев заявил о необходимости обеспечения прозрачности документопроизводства. По его словам, граждане должны иметь возможность проследить весь путь поданного ими документа в органах власти. Сегодня же практика показывает, что простому гражданину добиться каких-либо даже простых сведений весьма затруднительно. Чиновники на местах строго охраняют свою служебную информацию.

Как рассказал «НИ» председатель совета Института развития свободы информации Иван Павлов, недавно по его просьбе студенты-юристы провели интересный эксперимент. Напомним, что сам г-н Павлов в свое время был адвокатом обвинявшегося в разглашении военных секретов журналиста Григория Пасько. Студенты отправили в несколько государственных ведомств запросы с просьбой предоставить им самую обычную информацию и почти везде получили отказ. Ответ чиновников практически во всех случаях был стандартный. Общий смысл сводился к тому, что дать информацию ведомства не могут, потому что «просителям она не нужна». «Самая частая формулировка отказа в доступе информации, если сказать жестко: «это вас не касается». Более корректная звучит так – «вы имеете право только на ту информацию, которая непосредственно вас касается, затрагивает ваши интересы». Хотя бывает, что ведомства не желают делиться информацией в случаях, когда информация непосредственно касается граждан. Например, в случае угрозы здоровью. Эксперт привел пример. Недавно работник одного завода потребовал от санэпидемслужбы проверить, что за тяжелый запах постоянно стоял в цеху, в котором он работал. Рабочий из-за этого запаха заболел и был уволен руководством. Служба провела проверку, установила, что действительно проблемы были, но сейчас все в порядке. Причину запаха в ведомстве сказать ему отказались, объяснив, что «права на это он не имеет».

Эксперты отмечают, что по российскому законодательству почти вся информация, кроме той, что отнесена к государственной тайне, формально является открытой. Но в действительности это совершенно не так. Невозможно, например, узнать данные не только о доходах высокопоставленных лиц, но даже информацию о численности чиновников. При попытке выяснить численность чиновников «НИ» попали в заколдованный круг. В Росстате посоветовали обращаться в министерства, а там, в свою очередь, указали на статистиков. Завесой тайны окутаны также размеры налоговых отчислений, которые выплачивают граждане, о чем почти во всех странах Европы можно узнать через Интернет. Но, то, что не засекречено, можно легко купить.

О том, что базы данных, которые должны быть защищены, можно спокойно купить на рынке, «НИ» уже неоднократно писали. Диски с базами данных ГИБДД, налоговой инспекции или сотовой компании уличные продавцы предлагаю приобрести прямо на перекрестках столичных улиц. При этом ни один чиновник, виновный в утечке действительно закрытой информации, до сих пор наказания не понес.

Иван Павлов называет трех врагов открытости российской бюрократии. Это чрезмерная секретность, которая корнями уходит в историю, желание продать информацию и банальное равнодушие чиновников. «У нас очень любят устроить коммерческую лавочку из государственного предприятия», – отметил он. Эксперт приводит в качестве самого яркого примера национальные стандарты, ГОСТы (государственные стандарты качества), которые оценивают качество и безопасность продуктов и услуг. Базу данных можно купить официально и поставить себе на компьютер у федерального государственного унитарного предприятия «Стандартинформ». Чтобы поставить полностью базу данных всех действующих ГОСТов, по словам эксперта, нужно заплатить 220 тыс. рублей. Платной является также большое количество правовой информации – тексты официальных законов, указов, постановлений. Министерство юстиции через подведомственный научный правовой центр предоставляет право доступа из федерального реестра правовых актов. А чтобы приобрести данные о годовой бухгалтерской отчетности какой-либо из организаций, необходимо заплатить около 500 рублей.

Заместитель председателя комитета по безопасности Госдумы Геннадий Гудков считает, что ситуация с информацией примерно такая же, как в советские времена. «Только в советское время все делалось по политическим соображениям, чтобы запутать врага, а сейчас делается с целью запутать своих собственных граждан, – сравнил «НИ» депутат, – государство чиновников, естественно, защищает информацию о своем чиновничьем братстве с помощью всяких ухищрений. Получается, что часто де-юре – не тайна, превращается в самую большую государственную тайну». По мнению директора Института проблем информационного права Андрея Рихтера, закрытость информации связана прежде всего с тем, что до сих пор не принят закон о доступе граждан к информации из органов государственной власти и местного самоуправления. Этот закон разрабатывается по меньшей мере 15 лет. Последний раз Госдума приняла проект в первом чтении в апреле прошлого года, но на этом дело замерло.

Похожего мнения придерживается и председатель комиссии по свободе доступа к информации Иосиф Дзялошинский. «Закон, который существует почти во всех развитых странах (его приняли даже в Узбекистане и в Непале), нашим чиновникам принимать неинтересно», – говорит «НИ» Дзялошинский. Адвокат Павлов, в свою очередь, считает, что власть как была закрытая, так и осталась. При этом в праве граждан на получение информации ничего не меняется, причем еще с царских времен. «Вся коррупция, которая пронизала уровни власти, держится на том, что российская власть закрыта», – говорит «НИ» эксперт. Ситуацию юрист иллюстрирует шуткой: «В советское время, если спрашивал: «Я имею право?», то тебе отвечали: «Имеете», а если интересовался: «Я могу?», то в ответ звучало: «Нет, не можете».

Подобную практику закрытости информации руководитель Международного института политической экспертизы Евгений Минченко тоже связывает с коррупцией. «Часто преимущество имеют те люди, которые обладают той или иной информацией о деятельности органов государственной власти», – сказал он «НИ». Свою лепту в засекречивание вносят и многочисленные ведомства и организации, начиная от правительства и до местных управлений, которые объявляют сведения о своей деятельности служебной тайной. «Существует одна-единственная инструкция правительства о служебной тайне, где написано, что тайной руководитель может обозначить любые сведения, которые могут помешать ему работать, – говорит г-н Дзялошинский. – Это означает, что любой начальник может назвать всякий неудобный ему факт служебной тайной, и изъять эти данные из оборота». По мнению эксперта, это вступает в противоречие с положениями закона об информации, информатизации и защите информации, которые закрепляют право доступа физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам. Но чиновники не спешат выполнять уже существующие законы, закрепляющие право на информацию, а депутаты – принимать новые.

КРАСИЛОВА НАДЕЖДА

Новые Известия