03.10.2008

Coca-Cola теряет доходы в России

Финансовый кризис заставил россиян меньше пить. Так считают в Coca-Cola Hellenic Bottling Company (Coca-Cola HBC), вчера сообщившей о снижении прогнозов по своим продажам и прибыли.

Coca-Cola Hellenic - крупнейший боттлер напитков The Coca-Cola Company (Coca-Cola, Sprite, Fanta, BonAqua), работает в 28 странах с головным офисом в Афинах (Греция). В России представлена компанией "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия", владеет 15 собственными заводами, соковой компанией "Мултон" и "Аква Вижн", напоминает "Коммерсант".

Согласно сообщению Coca-Cola HBC, продажи компании в третьем квартале выросли всего на 4,5% против запланированных 7%. По собственным прогнозам, по итогам этого года ее продажи вырастут всего на 4% вместо запланированных 6%, а операционная прибыль (EBIT) и прибыль на одну акцию (EPS) останутся на уровне 2007 года вместо запланированного 5-8-процентного роста. Компания собирается пересмотреть и планы на следующий год: снизит издержки и скорректирует загрузку производственных мощностей.

Россия - крупнейший рынок для Coca-Cola HBC, здесь компания продает около 17% продукции в натуральном выражении. В третьем квартале этого года, уведомила Coca-Cola HBC, ее выручка в России снизилась на 4,5%, а на рынке наметились "ранние признаки ухудшения экономической ситуации, вызванные инфляцией и финансовым кризисом, особенно заметным в конце сентября", цитирует информагентство Bloomberg.

Объявление Coca-Cola HBC вызвало падение котировок компании на Афинской бирже: на 19.00 по московскому времени акции компании упали на 19%, до 12,52 евро. Предыдущее рекордное падение котировок компании состоялось 13 июня (тогда акции подешевели на 21%), что также было вызвано снижением прогнозов компании из-за падения спроса на развивающихся рынках.

Негативный прогноз боттлера вызвал падение котировок и других европейских производителей напитков, одним из основных рынков для которых является Россия. По сообщению Bloomberg, в первые часы после объявления Coca-Cola HBC акции Carlsberg (около 40% от общих продаж приходится на Россию) упали на 8,4%, Heineken (11% от общих продаж приходится на Россию) - на 5,2%, Efes Breweries International (80% от общих продаж приходится на Россию) - на 12,6%.

Впрочем, от падения потребительского спроса страдают не только иностранные компании. В конце августа "Вимм-Билль-Данн Продукты питания" (ВБД) также почти на 10% снизил прогноз прибыли по итогам 2008 года, чем вызвал снижение котировок ADR компании на Нью-Йоркской фондовой бирже сразу на 7,5% до 69 долларов. После публикации сообщения Coca-Cola HBC акции ВБД упали до 59 долларов.