08.10.2008

Минфин выступил на защиту водочников

В понедельник Министерство финансов отправило на рассмотрение премьер-министру Владимиру Путину список мер для совершенствования государственного регулирования алкогольного рынка, пишет "Коммерсант".

Предлагаемые меры разделены на две категории - "для улучшения в ближайшее время ситуации на алкогольном рынке" и "для снижения нелегального оборота". Среди мер первой категории - введение минимальных цен на алкогольную продукцию. Предполагается, что регулироваться будут как оптовые, так и розничные цены на всю ликероводочную продукцию, включая коньяк и бренди. Авторы предлагают запретить реализацию водки дешевле установленного минимума, а в случае нарушения этого правила аннулировать или приостанавливать действие лицензий поставщиков. "Самые необеспеченные слои населения покупают водку по 50-60 рублей не потому, что не понимают, что она нелегальна, а потому, что на легальную у них нет денег",- удивляется предложению Минфина глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз.

"Коммерсант" напоминает, что одним из первых ввести минимальную розничную цену на водку осенью 2007 года предложил член "Единой России" и основатель одной из крупнейших российских алкогольных компаний ГК ОСТ Владимир Пекарев. Тогда его поправки не были приняты, но через год с похожей инициативой выступил уже депутат Владимир Жириновский. В ходе первого чтения федерального бюджета он предложил установить минимальную цену в 85 рублей - с ее помощью предполагалось повысить собираемость налогов.

Ключевой мерой "второго блока" представитель Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров называет предложение о введении единой ставки акциза на всю алкогольную продукцию. Сейчас действует дифференцированная ставка: для производителей крепкого алкоголя она составляет 173,5 рубля с одного литра безводного спирта, для слабоалкогольных напитков - 110 рублей. "Если будет введена единая ставка, нашу отрасль ждет коллапс",- категоричен вице-президент по маркетингу и внешнеэкономической деятельности компании "Хэппилэнд" (ведущий производителей коктейлей в России) Елена Герасимовская. С 1 января 2007 года правительство уже прибегало к введению единой ставки: тогда цены на слабоалкогольные коктейли выросли в среднем на 30-50%, а весь рынок зафиксировал спад продаж за год на уровне 40%. С 1 января 2008-го ставка вновь стала дифференцированной.

"Документ Минфина - полная победа производителей водочного рынка, некоторые предложения просто срисованы с их инициатив, особенно введение единой ставки, которую они лоббируют испокон веков, а с того же времени "заворачивает" замминистра финансов Шаталов ",- рассуждает представитель водочной компании, попросивший об анонимности. Правда, предполагает он, такая готовность к диалогу может означать компенсацию за отказ снижать ставку акциза, на которой до сих пор настаивают водочники.