17.10.2008

Внешэкономбанк даст АвтоВАЗу миллиард долларов на покрытие разрывов

На складах завода уже скопилось 100 тысяч непроданных автомобилей, и деньги нужны ему, чтобы отсрочить оплату машин дилерами, пишет "Коммерсант". В начале следующей недели может окончательно решиться вопрос о выделении АвтоВАЗу кредита ВЭБа на сумму в 1 миллиард долларов "для покрытия ожидаемых кассовых разрывов".

В понедельник на совещании у премьера Владимира Путина был обнародован порядок кредитования ВЭБом "проблемных активов" российской экономики. ВЭБ, который получит под выделение этих кредитов до 50 миллиардов долларов от ЦБ, будет выдавать их под гарантии акционеров этих активов или третьих лиц под залог экспортной выручки при условии включения представителей ВЭБа в органы управления заемщика по ставке не менее LIBOR+5%. Но эти условия касаются только тех заемщиков, которые используют деньги ВЭБа для рефинансирования своих обязательств перед иностранными банками. Случай с АвтоВАЗом - особый, поскольку здесь речь идет о финансировании для пополнения оборотных средств.

В условиях падения спроса и отказа выдачи кредитов со стороны банков дилеры оказались неспособны выкупать отгружаемые АвтоВАЗом машины. В этой ситуации, поясняет один из топ-менеджеров завода, АвтоВАЗ радикально пересмотрит отношения с дилерами: он будет готов дать им отсрочку платежа вплоть до 40 дней (сейчас машины отгружаются в основном по 100-процентной предоплате). Кредит ВЭБа, продолжает источник "Коммерсанта", "примерно соответствует объему оборотных средств завода за два месяца", то есть с запасом покроет сорокадневные неплатежи со стороны дилеров. По сути, речь идет о товарном кредите АвтоВАЗа дилерам на сумму до 1 миллиарда долларов.

Однако Михаил Пак из ИФК "Метрополь" полагает, что эта сумма может не решить проблем АвтоВАЗа. Аналитик поясняет, что базовая проблема состоит в конечном потребителе, который не готов платить за автомобили, находящиеся на складах у дилеров. "Не очевидно, что ситуация изменится через два месяца, когда АвтоВАЗ истратит кредит ВЭБа на финансирование своей деятельности",- говорит Пак.

В то же время весной-летом 2009 года АвтоВАЗу может потребоваться более 300 миллионов долларов на погашение облигационных займов (в мае к погашению предъявляется 190 миллионов, остальное - в июле-августе). Ранее была идея выкупа этих бумаг государством, однако "пока она повисла в воздухе", говорит один из банкиров, знакомый с ситуацией на АвтоВАЗе.