28.10.2008

Ресторанный бизнес худеет на глазах

Рост этого рынка, который в этом году должен увеличиться на 26% до $24 млрд, в 2009 году резко замедлится: с начала сентября ресторанные сети зафиксировали падение объемов продаж в среднем на 5%, пишет "Коммерсант".

Крупнейшие российские ресторанные компании по-разному реагируют на происходящее. Сотрудник "Арпикома" (сети "Гудман", "Колбасофф", "Филимонова и Янкель") говорит, что некоторое время назад совладелец компании Михаил Зельман известил сотрудников офиса о сокращении до 30% персонала и приостановке развития. Зельман уточнил, что будут открыты только реализованные на 80% проекты.

"Ресторанный дом Андрея Деллоса" ("Пушкинъ", "ЦДЛ", "Турандот", сеть кафе "Му-Му") отказался от запуска четырех новых концептуальных ресторанов. Не будет расширяться и сеть "Му-Му", отметил Деллос. Другие опрошенные "Коммерсантом" рестораторы не планируют в ближайшие полгода открывать новые точки.

"Кофе-Хауз" планирует сократить до 10% офисных сотрудников, рассказал гендиректор сети "Кофе-Хауз" Владислав Дудаков, отметив, что большинство сокращений пришлось на отдел развития, где сократили до 80% штата. По его словам, сеть развивалась за счет кредитов Экспобанка, и сейчас ей необходимо реструктуризировать долг. Ближайший конкурент "Кофе-Хауза" сеть "Шоколадница" пока персонал не сокращала, утверждает гендиректор сети Алексей Каиро.

Единственный публичный российский ресторатор компания "Росинтер" сокращать персонал пока не планирует, а экономить будет за счет снижения арендных ставок, рассказал ее совладелец Ростислав Ордовский-Танаевский-Бланко. "Сейчас у нас строится несколько крупных объектов. Мы уведомляем арендодателей, что готовы завершить строительство, если они снизят стоимость аренды минимум на 20%,- поделился он.- Они соглашаются - найти других арендаторов будет сложно". В этом году "Росинтер" выполнит план по открытию 90 новых точек, но в 2009 году прежнего бурного роста не будет, признает бизнесмен.

Больше всего от кризиса пострадают банкетные рестораны, уверен Андрей Деллос. "Запросов на проведение корпоративных праздников и других массовых развлечений уже стало в два раза меньше",- говорит он, указывая, что его ресторанам банкеты приносят 5-10% выручки.

Меньше всего пострадают операторы сетей фастфуда, так как цена при выборе заведения общепита может стать решающим фактором, считает Ордовский-Танаевский-Бланко. Владелец сети "Крошка-Картошка" (более 250 точек быстрого обслуживания) Андрей Конанчук утверждает, что клиент идет к нему "косяком", и обещает продолжить открывать новые точки.