27.11.2008

Рынок водки будет сокращаться еще пять лет

 Инвесткомпания "Ренессанс Капитал" пересмотрела прогноз развития российского рынка водки. Если год назад аналитики компании предрекали ему рост, то теперь все обстоит наоборот, пишет «Коммерсант».

В отчете "Водка. Трезвый взгляд", подготовленном к IPO компании "Синергия" в августе 2007 года, "Ренессанс Капитал" предсказывал ежегодный рост рынка в рублях до 2011 года на 5,8% в розничных ценах. При этом среднеценовой сегмент должен был ежегодно расти на 14%, а верхние сегменты (свыше 120 рублей за бутылку 0,5 л) - на 25% в год. Поэтому "основной движущей силой всего рынка" называлась тенденция "премиумизации", то есть перехода потребителей с массовых на более дорогие премиальные бренды, обусловленная ростом реальных зарплат.

Теперь же "Ренессанс Капитал" считает, что водочный рынок в физическом выражении в 2008 году сократится на 4,3%, в 2009-м - на 4,3%, и ежегодно до 2013 года потребление водки будет снижаться еще на 4%. В денежном выражении рынок вырастет, но темпами ниже инфляции: среднегодовой рост в рублях окажется на уровне 3,4% (розничные цены), в долларах - всего 1%. При этом из-за ослабления доллара в 2009 году рынок упадет на 14%, до 16,2 миллиардов долларов.
В условиях кризиса тенденция "премиумизации" прекратится и потребители переключатся на более дешевую водку, прогнозируют в "Ренессанс Капитале". По прогнозам компании, если в 2007 году продажи водки дороже 120 рублей за бутылку 0,5 л выросли на 22-27%, то в этом году рост составит только 14-17%, а к 2009-му темпы снизятся до 5-9,5% в год. При этом к 2013 году совокупно три премиальных сегмента (суб-, супер- и просто премиум) будут занимать 22%, а не 30%, как планировалось до кризиса. А массовый среднеценовой сегмент окажется недосягаемым лидером и займет 57% рынка.

Директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко с прогнозами "Ренессанса" "до конца не согласен": "То, что происходит сейчас с российской экономикой,- не структурное изменение, а небольшая корректировка. Менее восприимчивы к рекламным воздействиям премиальных брендов потребители не станут". Председатель правления холдинга "Синергия" Александр Мечетин тоже более осторожен в оценках: "Какие-то выводы можно будет делать минимум через полгода, но на премиальной водке, пусть даже и за 30 долларов, потребитель будет экономить в последнюю очередь: это одна из немногих радующих мелочей".