05.05.2009

РЖД просит государство не допустить признания компании убыточной

На прошлой неделе состоялось заседание совета директоров ОАО РЖД, на котором обсуждались итоги работы монополии в первом квартале и финансовый план на 2009 год, пишет "Коммерсант".

В начале апреля руководство компании частично уже объявляло эти цифры. Тогда говорилось, что в январе-марте убыток ОАО РЖД составил 26 миллиардов рублей, а по году он может достигнуть 50 миллиардов рублей при первоначальном плане в 24,4 миллиарда. Но на последнем заседании совета директоров обсуждался принципиально другой прогноз по году - убыток на уровне 97,1 миллиарда рублей.

Источник " Коммерсанта" в ОАО РЖД поясняет: названный месяц назад убыток в размере 50 миллиардов базируется на той же цифре 97,1 миллиарда, но "с учетом ряда мер по оптимизации доходов и расходов". В частности, предполагалось сэкономить 4 миллиарда рублей путем "усиления работы с поставщиками и подрядчиками", 10,1 миллиарда - на персонале (индексировать зарплату на 9,5%, а не на 14% или же уволить с 1 июля дополнительно 50 тысяч человек), 3 миллиарда рублей - на "прочих расходах", 10 миллиардов рублей - на инвестициях. Дополнительные доходы должны были обеспечить переоценка имущества при внесении в уставный капитал Федеральной пассажирской компании (ФПК; 16,1 миллиарда рублей) и закрытие сделки по хеджированию (12,8 миллиарда рублей).

Однако к заседанию совета появился новый план компенсации убытков. Как пояснил источник "Коммерсанта" в монополии, стоит задача выведения ОАО РЖД на прибыль по РСБУ. Для этого нужно, во-первых, изменить схему передачи ОАО РЖД 50 миллиардов рублей, которые государство обещало в качестве компенсации за рост тарифов в этом году на 8% вместо 14%. Планировалось внести эти средства в уставный капитал компании, но тогда они не могут быть учтены как доходы. Поэтому ОАО РЖД предлагает перечислить деньги как субсидию. Одновременно монополия просит у государства еще около 30 миллиардов рублей. И наконец, в последнем варианте плана сохраняется статья дополнительного "бумажного" дохода от ускоренного создания ФПК.

По словам члена совета директоров ОАО РЖД, стремление руководства компании показать пускай и бумажную, но прибыль объясняется не только необходимостью моральной поддержки инвесторов и коллектива. От прибыльности монополии зависит объем вознаграждения ее менеджеров.

Руководство монополии уже давно безуспешно просит у государства 100 миллиардов рублей дотаций. Заместитель главы ФСТ Виталий Евдокименко не подтвердил "Коммерсанту" факта согласования службой 29 миллиардов рублей дополнительных расходов ОАО РЖД, пояснив, что официального формата согласования у ведомства нет. Обсуждать возможный рост тарифов ОАО РЖД чиновник отказался.

Эксперты полагают, что наилучшим выходом для ОАО РЖД будет именно получение дополнительной субсидии, а не индексация тарифов. "Частные транспортные компании только снижают свои цены, так что повышение тарифов скорее приведет к потере ОАО РЖД доли рынка и дальнейшему снижению объемов перевозок",- замечает "Коммерсанту" аналитик ВТБ Елена Сахнова.