21.05.2009

РЖД зовет частных операторов вливаться во Вторую грузовую компанию

 Правление ОАО "Российские железные дороги" утвердило концепцию создания дочерней Второй грузовой компании (ВГК), пишет "Коммерсант". В ее капитал РЖД планирует передать 217 тысяч вагонов.

Ранее созданая Первая грузовая компания (ПГК, сейчас у нее 200 тысяч вагонов) получит 24,2 тысячи зерновозов и 35,8 тысячи полувагонов, еще около 30 тысяч вагонов останутся у ОАО РЖД "для хозяйственных нужд", а примерно 32 тысячи вагонов спишут на металлолом.

До 25% акций ВГК могут получить частные операторы и владельцы вагонов, если пожелают также внести их в капитал компании, пишет "Коммерсант". Свои 217 000 вагонов РЖД оценивает предварительно в 55 миллиардов рублей. Ранее в РЖД говорили, что в силу лучшего состояния частного парка он может быть оценен в 2-2,5 раза дороже, чем вагоны ОАО РЖД. То есть для получения 25% акций ВГК частники должны внести 29-36 тысяч вагонов. Это сопоставимо с парком крупнейшего частного оператора Globaltrans (23,6 тысячи вагонов), другие операторы первой десятки владеют по 10-20 тысяч вагонов. Всего у частников в России по состоянию на 1 апреля было около 380 тысяч вагонов.

РЖД прогнозирует, что доля ВГК на рынке в итоге составит 27-29% (265 000-283 000 вагонов), ПГК - 27,4%, а у остальных собственников останется около 44% рынка, пишут "Ведомости".

По итогам первого квартала РЖД серьезно ухудшили свое положение на рынке. При общем снижении перевозок по сети на 28,3% у холдинга ОАО РЖД (вместе с дочерними компаниями) они упали на 38,6%, а у частных операторов - только на 11,6%. В результате доля частников на рынке выросла с 39,2 до 48,3%. Более того, ОАО РЖД уже нельзя называть монополистом, ведь его доля упала ниже 50% - с 56,7 до 48,6%. Конечно, РЖД остается единственным железнодорожным перевозчиком, но теряет вагонную составляющую тарифа - 15-17% доходов от грузоперевозок.

В такой ситуации ОАО РЖД решило пойти дальше объединения парка с частниками в рамках ВГК. РЖД предлагает создать "пул собственников приватных вагонов", прежде всего, с участием своих дочерних компаний и других операторов, которые отдадут вагоны в управление ОАО РЖД на условиях агентского договора или аренды. Впрочем, большинство опрошенных "Коммерсантом" крупных частных операторов (Globaltrans, Дальневосточная транспортная группа, "Трансгарант") пока не хотят отдавать вагоны и без уточнения условий обсуждать предложения ОАО РЖД отказываются.

Руководитель отдела аналитики INFOline Михаил Бурмистров говорит РБК daily, что вне зависимости от количества частных вагонов, переданных ВГК, миноритарные акционеры вряд ли смогут принять участие в управлении новой компанией. "Поэтому участие в капитале ВГК не очень целесообразно ни для крупных операторов, которые станут фактически портфельными инвесторами, ни для лизинговых компаний, которые не смогут получать текущий доход от сдачи вагонов в лизинг", - полагает эксперт.