27.05.2009

Время дружить

Кризис сплотил конкурентов: они вынуждены искать новые форматы сотрудничества и взаимопомощи. Коллеги по отрасли стали охотнее создавать союзы, делиться опытом и вместе искать антикризисные решения

Разделение "производственных" расходов - популярный формат сотрудничества конкурентов в кризис. МТС в ближайшее время собирается разделить затраты по обслуживанию инфраструктуры с другими операторами, работающими на той же территории, - "Вымпелкомом" и "Мегафоном". "Мы планируем привлечь одного подрядчика для обслуживания башен, мачт и волоконно-оптических линий связи: это позволит нам сократить операционные затраты на 20-30%", - делится Андрей Ушацкий, вице-президент компании по технике. В Швеции операторы делают то же самое уже давно. "Еще недавно российские операторы неохотно шли на сотрудничество, но в кризисной ситуации они стали более открытыми", - говорит Михаил Чернышев, маркетинг-директор "Tele2-Россия".

Сообразили на троих

Гораздо легче договориться маленьким компаниям. Для небольших книжных издательств кризис сделал неподъемными многие привычные расходы, например логистические услуги. "Мы договорились с другими детскими издательствами - "Розовым жирафом" и "Центром Нарния" - разделить расходы, - объясняет Ирина Балахонова, гендиректор детского издательства "Самокат". - Каждый день нам надо развозить книги в несколько точек по Москве, и каждая "ходка" стоит 1000 руб. Делим на троих, экономим". "Уже давно мы с несколькими издательствами вместе проводим праздники, конкурсы, снимаем единое пространство на выставках - для экономии", - добавляет Балахонова.

Против британцев

До апреля 2009 г. российские брендинговые агентства предпочитали жить обособленно. Но в кризис семь компаний, контролирующих более половины рынка, создали Ассоциацию брендинговых компаний России (АБКР). "В "довоенные" времена большинство отнеслись бы к идее не столь лояльно, - предполагает Алексей Андреев, президент брендингового агентства Depot WPF и соучредитель АБКР. - Мы встретились с конкурентами, с которыми раньше вообще не общались, все оказались милыми людьми". В ассоциацию вошли агентства Mildberry, "Сольдис", "Директ дизайн", "Реал про", "Коруна", ArtGraphics.ru, еще 20 компаний подали заявки.

Агентства договорились противостоять демпингу в отрасли и бороться с бесплатными тендерами. До кризиса только 50% тендеров, объявляемых клиентами (не считая госкомпаний), были бесплатными. Сейчас таких уже около 80%, сетует Андреев. Объем заказов сократился более чем на треть, небольшие агентства на голодном пайке, поэтому бороться с практикой бесплатных конкурсов будет непросто, считает он.

Андреев признает, что агентства сплотила в том числе дружба против западных брендмейкеров: "Деньги утекают не только от нас, но и из России вообще". К примеру, в мае британское агентство Fitch стало партнером Сбербанка, запланировавшего масштабный ребрендинг. Управляющий партнер BrandLab Александр Еременко оценил гонорар Fitch в $3-5 млн.

Елена Горелова

далее...

Ведомости