28.05.2009

Богатые россияне стали реже пользоваться личными самолетами

Иллюстрация с ресурса sybarites.org
С начала года число VIP-полетов существенно сократилось, пишут "Ведомости". По данным Объединенной ассоциации деловой авиации, за январь - апрель 2009 г. число рейсов, выполненных на бизнес-джетах, сократилось на 32% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Центр деловой авиации "Внуково-3" (оттуда в прошлом году было произведено 90% VIP-рейсов) зафиксировал за I квартал 26%-ный спад числа частных полетов, говорит "Ведомостям" совладелец аэропорта "Внуково" Виталий Ванцев. Сильнее всего пострадал фрахт (на 50%) - состоятельные люди отказывались от индивидуальных чартеров в пользу регулярных авиакомпаний, отмечает исполнительный директор Объединенной ассоциации деловой авиации Максим Федосов.

Операторы бизнес-авиации (на российском рынке действует 35 отечественных компаний и 350 иностранных) вынуждены снижать цены на услуги. В среднем летный час с начала года подешевел на 20%, утверждает Федосов: сейчас цена составляет от 1500 до 15 000 евро в зависимости от типа судна. Стали летать реже и те, кто владеет самолетами, указывает Федосов, причем среди них немало желающих избавиться от авиатехники. Самолет на вторичном рынке можно приобрести с дисконтом в 20-50%. Федосов приводит "кризисные" цены популярных бизнес-джетов: семиместный LearJet 60 (дальность полета - 3500 км; производитель - Bombardier) - 5,5-7,5 миллиона долларов, Сhallenger 605 (10 мест, 6000 км, Bombardier) - 35-37 миллионов, Gulfstream G550 (12 мест, 12 000 км) - 45 миллионов. Всего по миру выставлено на продажу 3020 бизнес-джетов (около 18% от общего парка), говорит Федосов "Ведомостям".

В мире насчитывается более 300 джетов, принадлежащих россиянам, отмечает Федосов; в России есть 12 компаний - операторов деловой авиации, подконтрольных сырьевым компаниям или корпорациям с госучастием. Предприниматели не готовы полностью отказаться от перелетов на частных самолетах, уверен гендиректор европейской компании Jet Republic Джонатан Бриз: важно предложить выгодные условия, например совместное владение самолетом. Заказчик платит часть стоимости самолета и получает за это приоритетный и более дешевый фрахт. В Европе долевое владение составляет около 10% рынка частной авиации, говорит он "Ведомостям".