10.06.2009

РИА "Новости" желает получить монополию на новости

РИА Новости Сегодня совет по массовым коммуникациям при Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ рассмотрит законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях защиты прав и законных интересов обладателей информации". Инициатор законопроекта -агентство "РИА Новости", с его помощью РИАН хочет решить проблему воровства информационных сообщений, пишут "Ведомости".

"Ежедневно у нас перепечатываются десятки и сотни новостей, и здесь мы почти беззащитны, потому что мы не владеем правами на собственный информационный продукт, - говорит "Ведомостям" заместитель гендиректора "РИА Новости" Леонид Бурмистров. Ведь новости в отличие от статей не объект авторского права". "Другие сайты, прикрываясь требованием общедоступности информации, берут наши новости, привлекают к себе аудиторию и сами зарабатывают деньги, - согласен с коллегой руководитель службы интернет-проектов "Интерфакса" Алексей Гореславский. - А ведь наша лента новостей - бизнес-продукт". Агентства пока затрудняются оценить общий ущерб от такой деятельности. Правда, Бурмистров сказал "Ведомостям", что каждый случай копирования сообщения "РИА Новости" без ссылки на агентство оборачивается упущенным доходом примерно в 2500 рублей.

По его мнению, систематическое использование новостей агентства "в идеале" должно происходить только по договору. В законопроекте каждой электронной новости придается статус товара, как у экземпляра журнала или газеты, указывает юрист "РИА Новости" Татьяна Миронова. Информация становится объектом гражданских прав наравне с имуществом или услугами, и информагентства смогут ограничивать к ней доступ и определять условия ее использования. "Информагентства хотят самостоятельно решать, кто может передавать информацию, кто - нет. Это уже ущемление прав граждан на информацию", - считает управляющий партнер юридической компании "Тулубьева, Осипов и партнеры" Виктор Осипов.

Законопроект настолько туманно сформулирован, что может использоваться скорее во вред СМИ, чем защищать их интересы, говорит "Ведомостям" начальник юридической службы ИД "Коммерсантъ" Георгий Иванов.