23.06.2009
Лого Nielsen

Вот такое потребительское лето

На что россияне будут тратить деньги?

Иллюстрация с ресурса push.co.uk
Иллюстрация с ресурса push.co.uk
Индекс потребительского доверия стабилизировался - впервые с начала экономического спада, - сообщает исследовательская компания Nielsen. Однако экономические показатели остаются тревожными.

По данным исследования Nielsen "Российский потребитель в кризис", в мае 2009 года динамика "Индекса потребительского доверия" в России стабилизировалась, снижение прекратилось. Этот показатель складывается из уверенности потребителей в перспективах трудоустройства, оценки ими состояния личных финансов и готовности покупать новые товары. При этом, как показывают данные исследования, динамика поведения интегрального показателя, в данном случае, повторяет с высокой точностью динамику изменения первого из перечисленных факторов - уверенности в трудоустройстве.

Заметим, что, по данным компании Synovate, для 55 процентов населения России нет ничего страшнее безработицы, это почти в два раза больше чем в среднем в западных странах и США. Именно поэтому даже незначительное снижение динамики безработицы с 10,2 процентов в апреле до 9,9 в мае поддержало эмоциональный настрой россиян. Исследование Nielsen показало, что оценка перспектив трудоустройства плавно перетекает от безнадежности к уверенности в собственной востребованности на рынке труда. Однако, если обратиться к данным февраля 2009 года, то увидим, что безработица была еще ниже, чем в мае на 0,4 процентных пункта, то есть 9,5 процентов. В сложившейся ситуации надежды на скорую востребованность могут оказаться ложными.

Однако к тратам потребители продолжают относиться весьма избирательно. "Наше исследование показало, что россияне приготовились к длительному "экономному режиму", - говорит Дуайт Уотсон, генеральный директор "Nielsen Россия". - Для потребителей по-прежнему важна экономия "здесь и сейчас". На чем же собираются и не собираются экономить жители России?

С приходом лета возрос спрос на отдых, хотя еще несколько месяцев назад туристическому бизнесу прочили сложные времена. В начале осени 2008 года падение продажи туров началось с отметки 15-40 п.п. Скорее всего, сегодняшнее улучшение связано с длительным отказом от услуг и возвращению к отложенному спросу, где сезонный фактор также сыграл свою роль. Кроме отдыха, лето - традиционное время для ремонта, поэтому мебель и ремонтные работы также востребованы. По данным Nielsen, каждый пятый планирует в ближайшее время потратиться на путешествие и столько же - на покупку мебели.

Компьютеры и мобильные телефоны - следующие в списке самых популярных покупок, запланированных на ближайшее время. Как вести себя производителям этих товаров? Согласно обобщенным данным исследования BrandZ (проводится компанией Millward Brown по заказу холдинга WPP по всему миру, включая Россию) бренд при покупке компьютеров относительно менее важен, чем для мобильных телефонов. "Если исходить из того, что сокращение этих рынков и рекламных вложений было примерно одинаковым, то можно предположить, что наращивание вложений в рекламу компьютеров будет менее эффективно, чем в рекламу сотовых телефонов, - полагает Дмитрий Писарский, гендиректор компании A/R/M/I-Marketing (российский партнер Millward Brown).

К оценке сегодняшней стабилизации ситуации надо отнестись взвешенно, считает эксперт. Реально говорить о том, преодолен ли спад или нет, мы сможем не ранее осени, когда начнется деловой сезон и закончится сезон путешествий, отпусков и связанных с поездками и переездами покупок. Пока же рост потребительского доверия - это скорее следствие неухудшения ситуации на рынке труда и занятости. Хорошо бы, чтобы эта тенденция закрепилась и в дальнейшем.

Анна Рыбникова, Дмитрий Фролов, для Sostav.ru