22.10.2009

"Союзплодоимпорт" обвиняет завод "КиН" в подрыве стоимости бренда

КиН, Союзплодоимпорт, коньяк "Московский" ФКП "Союзплодоимпорт" подало в московский арбитражный суд иск к компании АК и заводу "КиН". Государственное предприятие обвиняет бывших партнеров по производству коньяка "Московский" в том, что они в 2009 году саботировали выпуск и дистрибуцию этой марки, что привело к снижению стоимости бренда на 302 миллиона рублей. По крайней мере, такая сумма, высчитанная "независимым оценщиком", фигурирует в иске, пишет "Коммерсант".

"КиН" наладил производство коньяка "Московский" в конце 90-х годов, напоминает "Коммерсант". Завод несколько раз пытался зарегистрировать соответствующий товарный знак, но Роспатент неизменно отказывал. Наконец, в конце 2004 года право на знак было отдано "Союзплодоимпорту", и тот практически сразу обратился к "КиНу" с предложением заключить лицензионный договор и отчислять ФКП роялти. Эксклюзивная лицензия на выпуск и продажу коньяка была выдана компании АК (по 50% принадлежат дистрибутору "Алкомир" и заводу "КиН") на срок до 2015 года. Аналогичная по срокам сублицензия была выдана самому "КиНу". В декабре 2008 года ФКП захотело досрочно расторгнуть договор, но АК настояла на соблюдении всех процедур: в одностороннем порядке расторгнуть договор можно было только через девять месяцев, то есть в октябре 2009 года.

В сообщении "Союзплодоимпорта" говорится, что по договору лицензиаты должны были тратить на продвижение "Московского" не менее 350 тысяч долларов в год, своевременно уплачивать "Союзплодоимпорту" роялти и гарантировать минимальный объем производства - 750 тысяч дал. А вот АК и "КиН", получив известие о расторжении договора, почему-то не захотели и дальше вкладываться в рекламу "Московского", а с июля 2009-го, по версии ФКП, практически прекратили его производство. Согласно данным компании АК, объем производства "Московского" сократился с 226,5 тысячи дал в четвертом квартале 2008 года до 1,9 тысячи дал в третьем квартале 2009-го. При этом, по данным Роспатента, за девять месяцев 2009 года "КиН" произвел 997,9 тысячи дал коньяков.

"КиН" в последнее время проводит активную политику по вытеснению с рынка продукции под товарным знаком "Московский" и замещению ее продукцией под товарным знаком "Киновский", утверждают в "Союзплодоимпорте". Кроме того, в ФКП считают, что "КиН", используя дизайн "Московского" при выпуске "Киновского", сделал марки схожими в глазах потребителя. По данным "Бизнес Аналитики", в первом полугодии 2009 года стоимостная доля "Московского" на рынке бренди в 14 крупных городах России снизилась до 8,8% по сравнению с 11,9% годом ранее, а доля "Киновского", наоборот, выросла до 6,3 с 4,9%.


Перспективы иска невысоки, замечает "Коммерсанту" партнер фирмы Baker & McKenzie Евгений Ариевич. Суд, по его словам, может назначить собственную независимую экспертизу оценки стоимости бренда, итоги которой могут не совпадать с оценкой истца. По его словам, логичнее было бы требовать компенсировать не полученное от недопроизводства "Московского" роялти. Но, по словам близкого к ФКП источника "Коммерсанта", в этом случае речь шла бы всего о 20 миллионах рублей. "Если бренд "Московского" подешевел, то это исключительно вина самого СПИ, который больше года заявляет о том, что собирается отобрать бренд, и искусственно разогревает эту тему", - заявил "Газете" директор исследовательского центра ЦИФРРА Вадим Дробиз.