30.11.2009

В катастрофе «Невского экспресса» жертв могло быть меньше

Если бы не конструкция вагонов

Невский экспресс, катастрофа
Фото с сайта annews.ru
В пятницу, в 21.34 на перегоне Алешинка—Угловка (Тверская область) Октябрьской железной дороги в результате подрыва сошли с рельсов четыре последних вагона поезда N 166 "Невский экспресс". 25 человек признано погибшими, еще 6 – пропавшими без вести. 90 пассажиров доставлены в больницы. Среди погибших - бывший сенатор, глава Росавтодора Сергей Тарасов и руководитель Росрезерва Борис Евстратиков.

Из-за полного бездорожья в этой местности (всего в нескольких сотнях километров от Москвы) спасатели прибыли лишь через полтора-два часа после катастрофы. Пассажиры к тому времени уже провели самоэвакуацию, оказали, как смогли, друг другу первую помощь и даже оградили от вытаптывания место, где сработала взрывчатка, пишет «Коммерсант». Несколько человек успело умереть от болевого шока.

Утром в субботу на вертолете на место катастрофы прибыл председатель следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин. Когда он в сопровождении других руководителей ведомства отправился осматривать место происшествия, прогремел второй взрыв. По свидетельству очевидцев, с Бастрыкина, одетого в камуфляж, взрывной волной сорвало кепи, а сопровождавших его лиц посекло гравием, пишет «Коммерсант». Вторая бомба, как установили эксперты, была заложена у столба линии электропередачи в нескольких метрах от железнодорожного полотна. Заряд был безоболочным, менее мощным, да и по какой-то причине сработал не весь. Это и спасло руководителей следственных органов.

Предположительно, бомба приводилась в действие по телефону, а это означает, что ее оператор все это время находился неподалеку и мог наблюдать за происходящим, пишет «Коммерсант». Только после второго взрыва работа оперативно-следственных групп была приостановлена, а на место вызваны саперы, которые до 18 часов проводили зачистку местности. Других бомб они не нашли. Первая бомба, полагают взрывотехники, сработала без участия человека, по принципу обычной гранаты на растяжке.

Согласно официальной версии, озвучиваемой через СМИ, взрывом выбило заднюю колесную пару локомотива и разорвало рельс (на его месте образовалась воронка диаметром 1,5 метра и глубиной сантиметров 70). Однако большинство вагонов поезда проскочили место разрыва, иначе могли погибнуть не десятки, а сотни людей.

Все свидетели отметили, что большую опасность представляло даже не резкое торможение поезда само по себе, а багаж, пишут «Новые известия». «Вдоль всех вагонов поезда идут полки, на которые кладутся вещи. Даже в электричках эти полки имеют перегородки, а в самолетах они наглухо закрыты крышками, – рассказал корреспонденту «НИ» один из пассажиров. – Здесь же все открыто. При экстренном торможении в поезде, мчащемся со скоростью 200 километров в час, вещи на полках становятся неуправляемыми снарядами. Такой снаряд попал мне по правой ноге и сломал голень. Если бы он попал мне в голову, мы бы с вами сейчас не разговаривали». «Все сиденья, за исключением нескольких в начале вагона, не выдержали удара, оторвались, летали по салону и были одной из основных причин травм и смертей, – добавляет один из очевидцев. – Как-то хлипко они были прикреплены к массивным основаниям. Остатки крепежа – рваные зубцы металла (похоже на алюминий) – тоже резали людей». Двери перевернувшихся вагонов, как выяснилось, заклинило, открыть их смогли только специалисты МЧС спустя какое-то время. Специальный молоточек для открытия аварийного выхода через окно отсутствовал, а иного пути эвакуации не было, пишут «Новые известия».

Между тем сегодня около 6 утра по московскому времени еще одна попытка подрыва поезда произошла в Дагестане, сообщает «Интерфакс». Перед локомотивом пассажирского поезда номер 374 Тюмень-Баку сработало взрывное устройство, однако локомотив проехал место взрыва, остановившись лишь через 150 метров. Ни один из вагонов не сошел с рельсов. По предварительным сведениям, жертв и пострадавших нет.