25.03.2010

Режиссеры начали борьбу за авторские отчисления

Вчера в Конституционный суд РФ поступило заявление от 72-летнего кинорежиссера Павла Любимова, пишет РИА Новости.

Любимов просит проверить законность п. 3 ст. 1263 части четвертой Гражданского кодекса РФ, согласно которому право на вознаграждение за каждое "публичное исполнение либо сообщение в эфир или по кабелю" киноленты получает автор музыки к фильму.

Режиссеры и авторы сценария фильмов по действующему законодательству таких прав не имеют. Любимов ссылается на ту же статью Гражданского кодекса, по которой авторами киноленты считаются композитор, режиссер-постановщик и автор сценария, и требует признать "композиторский" пункт кодекса незаконным, пишет "Коммерсант".

"Мы с показов ничего не получаем. Нет ни одного вразумительного объяснения подобной дискриминации",- указал кинорежиссер в своей жалобе в суд.

"Система начала действовать с 1993 года. В первом законе об авторском праве была такая дискриминационная норма, по которой право на вознаграждение имеет только композитор, а другие авторы не могут получать деньги от показов фильмов, в частности, по телевидению",- говорит "Коммерсанту" адвокат Любимова Игорь Лабутичев.

Глава адвокатского бюро "Усков и партнеры" Вадим Усков сообщил, что схема сформировалась еще во времена Всесоюзного агентства по авторским права (ВААП) - монопольной в СССР организации по сбору авторских отчислений (ее правопреемником сейчас выступает Российское авторское общество). "Тогда сложилось, что когда киностудии заказывали композиторам музыку, те гонорар не получали, а компенсацию им полагалось отчислять через ВААП. У руля ВААПа стояли композиторы, которые лоббировали интересы. Так что здесь не правовая природа нормы, а скорее историческая",- считает господин Усков.

Привилегия композиторов также объяснялась тем, что саундтреки к могут использоваться не только в кинотеатрах и на телевидении, а, например, звучать на радио и в ресторанах (в отличие от результата работы режиссеров и сценаристов, получивших за нее гонорар). "Когда создавали четвертую часть ГК, в ней лишь четко и внятно зафиксировали сложившуюся судебную практику",- пояснил Усков "Коммерсанту".

Ранее Павел Любимов требовал выплаты вознаграждения за телетрансляцию его картины "Школьный вальс", напоминает "Коммерсант". Замоскворецкий райсуд Москвы в октябре 2009 года в иске режиссеру отказал. Исход разбирательства в Конституционном суде эксперты предсказывать не берутся. По словам Вадима Ускова, "судить о перспективе тут крайне сложно".

Кадр из фильма Любимова "Школьный вальс"