21.05.2010

Российское ТВ заработало более $5,8 млрд в 2009 году

Иллюстрация с ресурса tvlowcostuk.wordpress.com
63% из привлеченных средств пришлись на доходы от рекламы

Совокупно телевизионная отрасль заработала около 179 миллиардов рублей (более $5,8 млрд) за 2009 год. 114 миллиардов рублей пришлось на доходы от рекламы, 42 – на госсубсидии, 23 – на доходы от подписки на платное ТВ. Таковы данные, представленные Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, основанные, в том числе, на экспертной оценке аналитического центра «Видео Интернешнл».

Доля доходов от рекламы в совокупном поступлении составляет 114 миллиардов рублей или 63 % от общего объема. Как отмечается, существующая на сегодняшний день конфигурация медийного рынка, с данным объемом и качеством телеконтента и с большим количеством коммерческих эфирных телеканалов, остающихся бесплатными для большей части аудитории, «была бы невозможна без таких объемов доходов от рекламы».


Объем финансирования телевидения по источникам в 2009 г., млрд руб. (вкл. НДС)

Доходы от рекламы

114

Государственные субсидии

42

Доходы от подписки

23

Итого

179

Кроме того динамика доходов ТВ-отрасли продемонстрировала, что начиная с 2002 года, когда рекламная выручка общедоступных телеканалов составила около 28,8 миллиардов рублей, и вплоть до начала 2009 года, объем денежных поступлений от рекламы неуклонно рос.

Динамика рекламной выручки общедоступных телеканалов России в 2002 2009 гг.

Год

Объем выручки (млрд руб.)

Изменение (%)

2002

28,8

+93

2003

38,1

+32

2004

49,0

+29

2005

65,9

+34

2006

85,9

+30

2007

112,5

+31

2008

137,6

+22

2009

112,2

- 18

Значимую роль в общем объеме поступлений в ТВ-отрасль поступает в виде субсидий государства, а именно 42 миллиарда рублей, что составляет примерно 25% от всего финансирования индустрии. При этом сюда входят субсидии телеканалам, вещательным сетям и прочие затраты государства на ТВ и радиовещание, а также программа господдержки телепрограмм, представляющим социальную значимость.

Доходы эфирных телеканалов* от национального размещения рекламы в России в 2007-2009 гг. в %. По данным АЦВИ. Доли получены из расчетов в рублях.  

* Рассматриваются 15 телеканалов, размещающих национальную рекламу, где Федеральные телеканалы - это «Первый канал», «Россия» и НТВ; Основные сетевые каналы - это СТС, ТНТ и РЕН ТВ, Специализированные сетевые каналы - это «ТВ-Центр», «Петербург-5 канал», 7ТВ, «Домашний», «Спорт», Муз ТВ, MTV, ТВ3 и ДТВ.

 

И последняя статья доходов приходится на подписку абонентов на доступ к платному телевидению. В этой части индустрия заработала свыше 23 миллиардов рублей, которые получили операторы кабельного и спутникового ТВ, а также неэфирные телеканалы.

Специалисты отмечают, что главное отличие бизнес-моделей общедоступного телевидения от платного заключается в том, что доля рекламных доходов в совокупных доходах последнего невелика. Основной источник финансирования для неэфирного телевидения — подписка, а реклама приносит в среднем менее четверти доходов.

Между тем, по оценкам экспертов из iKS-Consulting в 2009 году в 28 миллиардов рублей (24 миллиарда в 2008 году).

Объем рынка платного телевидения в России в 2009 г.


Источник

Совокупная выручка, в млн. долл.

Discovery Research Group

1035

iKS-Consulting

980

АКТР

850

J’son & Partners Consulting Group

830

Источник: открытые данные. В отчете отмечается, что в период кризиса рынок платного телевидения остался одним из наиболее динамичных в медиаиндустрии России, где большинство секторов, особенно завязанных на рекламу, значительно просели. По свидетельству исследователей, мировой опыт последних десятилетий показывал, что сегменты медиабизнеса, ориентирующиеся на доходы от продаж непосредственно конечным потребителям, гораздо более устойчивы в кризисные периоды, чем те, где основная выручка идет от рекламы.

Шамиль Юсупов, Sostav.ru