10.06.2010

Таможня поторопилась со сборами с импортеров аудиотехники

Высший арбитражный суд признал недействующим письмо Федеральной таможенной службы о введении временного порядка контроля за ввозом оборудования и носителей для воспроизведения в частных целях. Об этом пишут "Ведомости". Вопрос рассматривался по инициативе продюсерского центра "Медиа сити".

В письме ФТС требовала от импортеров записывающей техники и дисков предоставлять сведения о выплатах вознаграждений авторам музыки и песен. Таможня ссылалась на часть IV Гражданского кодекса, согласно которой авторы имеют право на вознаграждение за свободное воспроизведение их произведений в личных целях. Если в случае публичного воспроизведения о вознаграждении заботится всем хорошо известное Российское авторское общество, то при воспроизведении музыки в частных целях (например, на домашнем компьютере или на аудиоплейере) деньги авторам должны выплачивать производители и импортеры такой техники и чистых дисков. Но порядок этих выплат до сих пор не разработан, не выбрана и аккредитованная организация, пишут "Ведомости".

В начале года правительство поручило ФТС ввести временный порядок отчислений авторам. После этого таможня потребовала от импортеров предоставлять договор или гарантийное обязательство оплатить вознаграждение. Копии этих документов должны были передаваться Росохранкультуре, а оттуда затее поступить в организацию, которая получит госаккредитацию на сбор вознаграждений. Формальным основанием для решения Высшего арбитражного суда стало то, что письмо ФТС противоречит указу президента Ельцина от 1996 года о порядке опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов.

Письмо, которое вышло в апреле, не было зарегистрировано в Минюсте, рассказали "Ведомостям" два чиновника, знакомых с ситуацией. "Я очень рада такой позиции ВАС, прежде суд отказывался рассматривать обращения о письмах ФТС, не признавая их нормативно-правовыми актами, и оспорить их было практически невозможно", - говорит "Ведомостям" Галина Баландина из "Пепеляев групп". По сведениям советника DLA Piper Алексея Арунова, ни один импортер так и не подписал документов, которые требовала таможня.