15.06.2010

Профессионалы обсудили, как защищать бренды и товарные знаки с олимпийской символикой

Российский национальный комитет Международной торговой палаты - Всемирной организации бизнеса (ICC Russia) и Посольство США в России в четвертый раз выступили соорганизаторами Круглого стола по теме "Защита брендов и товарных знаков, содержащих олимпийскую символику".

Со-председателями заседания стали Заместитель Посла США в РФ Эрик Рубин, Посланник-советник по экономическим вопросам Посольства США Матиас Митман и Генеральный секретарь ICC Russia Татьяна Монэгэн. Специальным гостем мероприятия стала Шарон Барнер, Помощник заместителя министра торговли по вопросам интеллектуальной собственности и Заместитель директора Управления по патентам и товарным знакам США.

В ходе проведения Круглого стола прошло обсуждение темы важности эффективной защиты брендов, товарных знаков и Олимпийских/Паралимпийских словосочетаний и символов для предотвращения неправомерного использования и создания ложной ассоциации с олимпийскими играми в предпринимательской деятельности, а также защиты олимпийских спонсоров и партнеров.

По мнению организаторов, на примере этой актуальной темы можно говорить о конкретных успехах Российской Федерации в области совершенствования системы защиты прав на интеллектуальную собственность.

Модератор Круглого стола, Генеральный секретарь ICC Russia (Международной торговой палаты - Всемирной организации бизнеса) Татьяна Монэгэн подчеркнула, что существующие проблемы носят международный характер. Она привела конкретные примеры случаев паразитического маркетинга при проведении Олимпийских игр в прошлом, и отметила, что особую важность имеет задача повышения информированности бизнеса и широких слоев населения о том, что олимпийские символы являются объектом защиты.

Кроме того, госпожа Монэгэн рассказала об основных направлениях деятельности ICC связанных с защитой интеллектуальной собственности. В ходе выступления она отметила, что

В качестве почетных гостей с приветственными словами к участникам круглого стола обратились Вячеслав Александрович Фетисов, Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Председатель Комиссии Совета Федерации по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения, который подробно остановился на вопросах законодательной защиты Олимпийской символики; а также Катарина Витт, выдающаяся немецкая фигуристка, занимающая в настоящий момент пост Председателя попечительского совета заявочного комитета Олимпийских игр в Мюнхене 2018, которая особенно подчеркнула важность поддержки олимпийских проектов для развития национального спорта.

Шарон Барнер выступила с основным докладом по рассматриваемой теме, обозначив общую линию дискуссии. Основной темой ее выступления было обсуждение так называемого "паразитического маркетинга" и его влияния на сферу интеллектуальной собственности. Она также отметила, что спонсорство Олимпийских игр - хорошая возможность для любой крупной компании, владеющей международным брендом, и привела подробную статистику по затратам крупнейших корпораций на спонсорство Олимпийских игр последнего десятилетия.

Вице-президент Организационного комитета XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи Алексей Валерьевич Краснов отметил важность и актуальность рассматриваемой темы, заявив, что в настоящее время программа защиты Олимпийской символики в рамках подготовки Игр в Сочи носит комплексный характер и включает в себя соглашения с такими ведомствами, как МВД, ФТС, ФАС, Роспотребнадзор и др. В рамках данных соглашений действуют двусторонние межведомственные рабочие группы, проводится мониторинг нарушений в СМИ.

Михаил Олегович Супруненко, представляющий компанию BoscoGroup, являющуюся генеральным партнером Олимпийского комитета России и Официальным Экипировщиком Олимпийской команды России с 2002 года, рассказал, что с проблемой подделок и контрафактной продукции их компания столкнулась с самого начала запуска бренда BoscoSport и привел статистику выявленных за последний год случаев выпуска и незаконной реализации контрафактной продукции. Наряду с другими выступающими он обратил внимание на необходимость координации общих усилий и реализацию комплексного подхода.

Елизавета Приходько, Руководитель юридического департамента рекламного агентства McCannErickson, ряд клиентов которого являются национальными Олимпийскими партнерами "Сочи 2014", поделилась с участниками дискуссии мнением о том, что попытки незаконного использования Олимпийской символики иногда связаны с недостаточной информированностью бизнеса о законодательном регулировании в данной сфере, и отметила важную роль социальной рекламы для формирования стандартов приемлемого делового поведения.

Со своего рода заключительным комментарием выступил эксперт ICC Russia и Генеральный директор консалтингового агентства "Фенек" Дмитрий Степанович Бадалов. Он отметил, что коммуникационная среда огромна и неуклонно развивается, в связи с чем постоянно появляются новые возможности для создания ложной ассоциативной связи.

Необходимо четкое разграничение законодательного поля и процедуры правоприменения: на существующие вызовы необходим максимально эффективный ответ.