02.12.2010

Таможенный коллапс образовался на северо-западной границе России

Фото с сайта afp.com.ua

Накануне вступления в силу закона "О таможенном регулировании", лишающего ФТС возможности самостоятельно переносить таможенные посты, сотрудники Санкт-Петербургской таможни покинули пост "Южный" на старейшем терминале города "Совавто", сообщает "КоммерсантЪ".

Этот терминал обеспечивал 50% растаможки автогрузов в городе. Через него проходила большая часть потребительского импорта России. Новым местом службы таможенников стал терминал "Руслан", расположенный в 200 метрах от "Совавто" и управляемый ФГУП РОСТЭК. При этом, госструктура не торопится обслуживать импортеров на пике предновогоднего импорта, что в сочетании со снегопадом происходящего (как и в марте 2010 года) обеспечило транспортные проблемы всему югу Санкт-Петербурга, передает издание.

В преддверии предновогоднего увеличения грузопотока Федеральная таможенная служба фактически парализовала оформление автогрузов Санкт-Петербургской таможней. 1 декабря глава ФТС Андрей Бельянинов распорядился перенести таможенный пост "Южный" Санкт-Петербургской таможни с терминала "Совавто" в Шушарах на расположенный по соседству терминал "Руслан". В итоге, простое перемещение поста на 200 метров вылилось в следующее. Во-первых, вчера таможенное оформление на "Руслане" еще не началось, так как переезд сотрудников займет несколько дней. Во-вторых, менеджеров "Совавто" о приказе уведомили постфактум, хотя терминал в последние месяцы обслуживал до 50% потока большегрузов, растаможивающихся на Северо-Западе, причем этот регион является транзитным для большей части потребительского импорта в Россию. А в-третьих, терминал "Руслан", оператором которого является ЗАО "РОСТЭК-Северо-Запад", в несколько раз меньше, чем у "Совавто".

В результате, 1 декабря вся южная часть Санкт-Петербурга превратилась в одну большую автомобильную пробку, которая рассосалась только к вечеру. А днем местным маршрутным такси приходилось менять маршруты, чтобы избежать наглухо вставшее Московское шоссе. Сложившаяся ситуация с точностью повторяет транспортные проблемы марта-апреля 2010 года, когда ФТС закрыла два других крупных поста Санкт-Петербургской таможни, "Выборгский" и "Пискаревский". В итоге, потоки с этих постов частично и принял на себя "Совавто".

Андрей Бельянинов подписал приказ "Об определении местонахождения Южного таможенного поста Санкт-Петербургской таможни" 29 ноября. При этом, на самом посту о нем узнали только во вторник вечером, и уже из письма начальника Санкт-Петербургской таможни Сергея Березина.

В среду утром Санкт-Петербургская таможня отключила компьютеры "Южного" от спецсвязи, а сотрудники получили приказ перебазироваться на соседний "Руслан", где неделю назад открылся терминал, арендованный ЗАО "РОСТЭК-Северо-Запад".

"Нас поставили перед фактом. В результате бизнес встал. На момент появления приказа у меня на площадку заехало порядка 400 машин. Еще сотни сейчас вынуждены в срочном порядке менять маршруты. Мне звонят, спрашивают, куда перенаправлять: на нашей площадке работало 117 брокеров из 140 в регионе", - говорит заместитель гендиректора "Совавто" Дмитрий Кадомский.

По мнению участников внешнеэкономической деятельности со ссылкой на рядовых инспекторов, в "Руслане" пост заработает в полную силу в лучшем случае через неделю. За это время очередь на въезд может вырасти в разы, так как площадка "Совавто" рассчитана на 800 грузовиков против около 100 у "Руслана" и занимает приблизительно 25 га против 3 га у конкурента, управляемого "дочкой" ФГУП РОСТЭК, который и контролирует ФТС России.

Подобная ситуация в следующем году будет уже невозможна. Вчера президент Дмитрий Медведев подписал давно ожидаемый бизнесом закон "О таможенном регулировании в РФ" - пункт 2 статьи 10 этого закона устанавливает: "Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов осуществляются в порядке, определенном правительством РФ".

Норма фактически поднимает полномочия по ликвидации постов с уровня ФТС на уровень правительства России. По словам сотрудников Минэкономики, которое выступило автором новации, такая норма должна уберечь бизнес от подобных внезапных решений ФТС и следующих за этим логистических проблем. Предполагается, что после вступления закона в силу ФТС придется не только согласовывать свои планы реорганизации таможен и постов с другими ведомствами, но и обосновывать их необходимость. Подписанный президентом закон вступит в силу только спустя месяц после его официального опубликования, то есть в начале января. Возможно, именно это обстоятельство и подтолкнуло ФТС к решительным действиям.

Согласно данным таможенной статистики, в последние полгода "Южный" оформлял более 50% всех грузов, растаможиваемых Санкт-Петербургской таможней. Высокопоставленный источник "Коммерсанта" в СЗТУ утверждает: на "Совавто" летом специально были переведены потоки с постов "Пискаревский" и "Выборгский".