21.02.2011

Чистая прибыль "Балтики" в 2010 году упала до 19 млрд. руб.

Выручка от реализации пивной продукции компании сократилась на 15,4%

С 1 января 2010 года ставка акциза на пиво крепостью от 0,5 до 8,6% была повышена на 200%. "Балтика" смягчила влияние существенного повышения акциза на объемы продаж благодаря реализации ценовой стратегии постепенного повышения цен в течение года, а также благодаря восстановлению динамики рынка во втором полугодии прошлого года.

Постепенное восстановление потребительской уверенности и уровня потребительских расходов, снизившихся во время экономического кризиса, высокая лояльность потребителей и жаркое лето оказали позитивное влияние на динамику рынка в III-IV кварталах. По оценкам компании, в 2010 году рынок сократился на 4%, во 2-м полугодии динамика рынка была положительной. А в IV квартале рынок сократился на 1% по сравнению с IV кварталом 2009 года.

Ключевые показатели

2010

 2009

Разн. 2010/2009

Объем реализации продукции

в натуральном выражении, млн. гл

37,6

42,7

-12,0%

Выручка от реализации, млн. руб.

79 307

93 720

-15,4%

Валовая прибыль, млн. руб.

45 145

51 254

-11,9%

Операционная прибыль, млн. руб.

23 631

29 618

-20,2%

Чистая прибыль, млн. руб.

19 171

23 372

-18,0%

Валовая рентабельность, %

56,9

54,7

+2,2%

Операционная рентабельность, %

29,8

31,6

-1,8%

Продажи пивной продукции (продажи дистрибьюторов в торговые точки) снизились на 4% по отношению к 2009 году. А уже в IV квартале выросли на 2%.

По данным агентства ЗАО "Эй Си Нильсен", доля рынка "Балтики" по итогам 2010 года осталась практически на уровне 2009 года и составила 39,7% (39,8% в 2009 г.), в IV квартале прошлого года доля рынка компании выросла на 0,4% по сравнению с IV кварталом 2009 года.

Повышение акциза привело к беспрецедентному повышению потребительских цен. "Балтика" оказалась среди тех, кто раньше других повышал цены в начале года, и продукция компании в течение года оказалась дороже продукции большинства конкурентов. Это оказало влияние на долю рынка, главным образом в формате современной торговли.

Что же касается финансовых показателей компании, то здесь наблюдается отрицательная динамика за счет снижения объемов продаж. При этом, несмотря на снижение объемов, инвестиции в продвижение продукции были увеличены и "Балтике" удалось сохранить высокую прибыльность.

Так в отчетном периоде на 4% сократились административные затраты. Как и по другим направлениям, такое улучшение было достигнуто за счет повышения эффективности, синергии, а также более широкого использования услуг сторонних организаций. Производственная себестоимость продукции в прошлом году существенно снизилась по сравнению с 2009 годом.

Позитивное влияние на результаты оказала благоприятная ситуация с ценами на основное сырье в первой половине 2010 года. Так, цены на пивоваренный ячмень и солод достигли самого низкого уровня за последние четыре года. Неблагоприятные погодные условия прошлого лета, в сезон созревания урожая, привели к сокращению урожая пивоваренного ячменя и последующему стремительному росту цен на ячмень и солод. Более высокие цены на сырье повлияли и на прибыль в конце 2010 года, в значительной степени этот эффект проявится уже в этом году.

Сложная ситуация прошлого года не помешала "Балтике" вкладывать значительные ресурсы в инновации. Компания запустила ряд новинок: "Балтика Разливное", "Балтика Кулер" (в премиальном формате 1,5 л), Zatecky Gus Cerny и Old Bobby.

Помимо пивных брендов, компания вошла в ряд новых категорий, таких как питьевая вода ("Живой ручей"), сидр (Somersby), лимонад (Crazy), а также активно развивала квас "Хлебный край", дополнив его линейку новым сортом "Хлебный край 7 злаков".

К тому же в 2010 году флагманский бренд "Балтика" сохранил лидирующие позиции. По данным ЗАО "Эй Си Нильсен" его доля на рынке составила 14,5%. Бренд показал хорошие результаты в премиальном сегменте за счет роста "Балтики №7", а также благодаря успешной инновации "Балтика Разливное", доля которой в декабре 2010 года составила 2% от сегмента.

Что касается продаж за рубежом, то "Балтика" вышла на крупнейшие пивные рынки Латинской Америки - Мексику и Бразилию, расширила свое присутствие в Африке и укрепила позиции в Европе. В декабре на Ближнем Востоке был запущен натуральный безалкогольный солодовый напиток, который производится специально для рынков, на которых употребление алкоголя строго регламентировано. Количество стран, в которых представлена продукция компании, превысило 70. "Балтика" по-прежнему является ведущим экспортером пива в России.

Продолжилась интеграция "Балтики" в Группу Carlsberg: на заводах "Славутич" в Украине было успешно запущено лицензионное производство сорта "Балтика №7 Экспортное"; к концу года доля бренда в сегменте премиум составила уже 6,8% (по данным Nielsen), доля бренда "Балтика" - 25%. Кроме того, компания передала право на дистрибуцию и продвижение бренда "Балтика" другим компаниям Группы Carlsberg в Эстонии, Латвии и Литве.

По итогам 2010 года объем продаж компании за рубежом увеличился на 19% по сравнению с показателями года ранее и в натуральном выражении превысил 3,3 миллионов гл. Доля продаж брендов компании за рубежом в общем объеме продаж выросла и по итогам прошлого года составила 9% (в общем объеме продаж за рубежом на бренд "Балтика" приходится более 60%).

"Из-за беспрецедентного повышения акциза на пиво 2010 год стал одним из самых трудных периодов для отрасли. За счет интенсивной работы по повышению эффективности во всех областях деятельности и взвешенной ценовой стратегии нам удалось минимизировать это негативное влияние и сохранить лидирующие позиции на рынке с точки зрения доли рынка и рентабельности", - отметил Антон Артемьев, президент ОАО "Пивоваренная компания "Балтика".

В 2010 году компания продолжила реализацию проектов и программ, направленных на повышение эффективности операционной деятельности, в частности: развитие собственного агропроекта, мероприятия по снижению энергозатрат, расширение перекрестного производства, оптимизация использования собственного транспорта, складской логистики, "Бережливое производство", развитие проекта прямой доставки и другие. Значительные инвестиции были направлены на развитие новых продуктов, укрепление коммерческой инфраструктуры и совершенствование систем управления.

ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" - крупнейший производитель товаров народного потребления России, с 1996 г. лидер российского рынка пива. "Балтика" входит в Carlsberg Group. Бренд "Балтика" занимает первое место по продажам в Европе (Canadean, Euromonitor). Компании принадлежат заводы в 10 городах России, 1 завод в Азербайджане, широкий портфель брендов. Пивоваренная компания "Балтика" - ведущий экспортер российского пива: продукция "Балтики" представлена в более чем 70 странах мира, на долю компании приходится 70% всех экспортных поставок российского пива.