25.02.2011

Аналитический обзор рынка труда в сфере маркетинговых коммуникаций

Динамика вакансий и резюме

Ключевым месяцем для сферы маркетинговых коммуникаций стал февраль прошлого года – по итогам этого периода спрос на рабочую силу достиг докризисного уровня. Заметным событием 2010 г. является превышение темпа прироста вакансий над аналогичным показателем по резюме, нарастающая активность  работодателей на фоне сезонного снижения оживленности соискателей обеспечила этот положительный тренд.

В течение всего 2010 г. статистика рекрутингового портала Superjob.ru фиксировала стабильный рост числа вакансий в сфере маркетинговых коммуникаций (рис. 1). Исключение составил лишь последний месяц прошлого года, но эта ситуация  для декабря абсолютна типична. Несмотря на снижение объема предложений работы в предновогодний период, число вакансий составило 168% к началу года, что выше показателей весны-лета 2010 г.

В поведении соискателей не отмечалось бурных всплесков оживленности, активность кандидатов можно оценить, как «умеренную».  Происходящие колебания  полностью вписываются в сезонное развитие рынка труда.

 

  Рисунок 1. Динамика числа вакансий и резюме в сфере маркетинговых коммуникаций (к январю 2010 г.)

Соотношение «предложение / спрос»

Снижение конкурса на рабочее место  началось в марте 2010 г. (см. рис. 2). В конце прошлого года соотношение предложения и спроса составило 7 резюме к 1 вакансии. Начало 2011 г. ознаменовалось еще большим снижением показателя, по итогам первого месяца он составил 5,3.

 

  Рисунок 2. Динамика соотношения «предложение/спрос»

На позициях специалистов с зарплатой до 60 тыс. руб. соотношение предложение / спрос варьируется на уровне 6 резюме на 1 вакансию.  Конкуренция за более высокооплачиваемые места острее, так в категории 60-70 тыс. руб. соотношение предложение/спрос составляет 7,5, в категории 70-80 тыс. – 8,2. На одну позицию с зарплатой свыше 80 тыс. претендует почти 15 соискателей с аналогичными зарплатными ожиданиями.

Уровень заработной платы

Соотношение предложение/спрос по России в целом

Соотношение предложение/спрос по Москве

до 10 000 руб.

6,3

10,8

10 001 - 20 000 руб.

6,6

11,1

20 001 - 30 000 руб.

6,8

8,3

30 001 - 40 000 руб.

6,4

6,5

40 001 - 50 000 руб.

5,8

6,2

50 001 - 60 000 руб.

6,6

5,9

60 001 - 70 000 руб.

7,5

6,7

70 001 - 80 000 руб.

8,2

6,6

свыше 80 000 руб.

14,9

8,1

Таблица 1. Соотношение предложение / спрос по уровню заработной платы

Примечание. Соотношение предложение / спрос рассчитано по вакансиям и резюме, в которых указан уровень дохода.

Динамика вакансий для менеджеров высшего звена

В отношении вакансий для топ-менеджмента наблюдаются изменения, отражающие влияние фактора сезонности с заметными периодами роста и снижения спроса со стороны работодателей (см. рис. 3). Так  потребность в управленцах была особенно высока в первые весенние месяцы и осенью, в то время как летом и к концу года активность работодателей по поиску топ-менеджеров снижалась.

Рисунок 3. Динамика количества вакансий для ТОП-персонала

Распределение вакансий и резюме по уровню менеджмента

Подавляющее большинство запросов работодателей адресовано специалистам (91%) (см. рис. 4). Порядка 5% вакансий приходится на мидл-менеджеров, на ТОП-менеджеров – 3%.  Аналогичная ситуация и в отношении структуры резюме. 87% являются соискателями на позиции специалистов, 7% позиционируют себя в качестве менеджеров среднего звена, 6% претендуют на пост менеджера высшего звена, На категорию «рабочие», приходится по 1% в структуре вакансий и резюме.

 

Рисунок 4. Распределение вакансий и резюме по уровню менеджмента

Распределение вакансий по численности персонала компаний

Искать специалистов сферы маркетинга и рекламы работодатели предпочитают самостоятельно, без привлечения кадровых агентств. Так, в структуре вакансий на долю кадровых агентств приходится только 15%; соответственно 85% запросов поступило напрямую от работодателей.

Большинство предложений о работе (60% от всех вакансий прямых работодателей) размещено представителями малого бизнеса (до 100 чел.). На компании среднего и крупного бизнеса приходится по 20%.

Распределение вакансий и резюме по городам с численностью населения более миллиона человек

Треть работников сферы маркетинга и рекламы требуется в Москве – 32,3% вакансий. В структуре распределения резюме доля еще больше – почти 40% резюме. От питерских работодателей поступило заметно меньше вакансий – 8,9%. Доля соискателей из Санкт-Петербурга составляет 15,5%. На каждый из других городов-миллионников приходится менее 3% всех вакансий / резюме раздела сферы маркетинговых коммуникаций.

По данным статистики показатели мобильности в сфере маркетинга и рекламы весьма высоки. Особенно значительные показатели зафиксированы в Омске (29,6% кандидатов готовы переехать в другой город), Самаре (23,9%), Челябинске (23,3%).

Город

% от вакансий раздела

% от резюме раздела

% готовых к переезду в другой город

Волгоград

1,2%

1,5%

19,7%

Екатеринбург

2,7%

1,0%

19,1%

Казань

1,7%

1,2%

18,2%

Нижний Новгород

2,4%

2,3%

14,8%

Новосибирск

1,3%

0,7%

19,1%

Москва

32,3%

39,9%

9,2%

Омск

0,7%

0,6%

29,6%

Ростов-на-Дону

2,2%

2,4%

16,8%

Самара

1,6%

1,1%

23,9%

Санкт-Петербург

8,9%

15,5%

11,3%

Уфа

1,7%

2,1%

18,0%

Челябинск

0,9%

0,5%

23,3%

Таблица 2. Распределение вакансий и резюме по городам-миллионникам

Рейтинг наиболее популярных запросов рынка труда

Наибольшим спросом работодателей пользуются менеджеры по маркетингу, количество вакансий для них составило 9,5%.

На втором месте промоутеры  – у них 7,6% от всех вакансий.

Мерчандайзеры занимают 3 позицию в рейтинге наиболее популярных запросов работодателей, трудоустройство им предлагали 7,3% вакансий.

Спрос на дизайнеров составил 7,2% от совокупности вакансий.

Востребованность менеджеров по работе с клиентами оценивается на уровне 6,8% от всех запросов. Чуть меньше интересуют менеджеры по рекламе – 6,6% вакансий.

На менеджеров по продаже рекламных площадей приходится 4,5% вакансий, что позволило им оказаться на 7 строчке рейтинга востребованных специалистов.

На маркетологов-аналитиков поступило 4,1% запросов работодателей.

Продакт-менеджеры востребованы в 3,7% вакансий.

ТОП-10 замыкают бренд-менеджеры, спрос на которых составил 3,6%  от совокупности вакансий.

Вакансия

% от запросов в сфере «Маркетинг / Реклама / PR»

1

Менеджер по маркетингу

9,5

2

Промоутер

7,6

3

Мерчандайзер

7,3

4

Дизайнер

7,2

5

Менеджер по работе с клиентами

6,8

6

Менеджер по рекламе

6,6

7

Менеджер по продаже рекламных площадей

4,5

8

Маркетолог-аналитик

4,1

9

Продакт-менеджер

3,7

10

Бренд-менеджер

3,6

Таблица 3. ТОП-10 вакансий в сфере маркетинговых коммуникаций

Портрет соискателя

Среди соискателей работы в данной сфере лидируют женщины – их оказалось 64%.

Наиболее привлекательна сфера маркетинга, рекламы и PR  для молодых соискателей. Так на кандидатов в возрасте 20-30 лет в сумме приходится 62% резюме (на 20-24-летних – 36%, на 25-29-летних – 26%). Особенно высока активность молодых женщин - на 20-30-летних девушек приходится 66% в структуре, среди мужчин доля данной возрастной группы составляет 53%.

Состоят в браке около 32% всех соискателей, среди мужчин женатых оказалось 40%, среди женщин замужних -  27%.

Уровень образования соискателей можно назвать высоким, высшее образование имеют 68% кандидатов, неполное высшее – 18%. Многие соискатели знают иностранные языки. Так английском языком на разговорном или свободном уровне владеют 29% кандидатов.

Чуть больше половины соискателей являются безработными – 53%, остальные предпочитают искать новое место работы, не увольняясь с предыдущего.

По данным статистики мужчины оценивают свой труд выше, чем женщины. Так, 22% женщин готовы работать за 10 - 20 тыс. руб., среди же мужчин таковых оказалось 15%. При этом 15% мужчин желают зарабатывать свыше 50 тыс. руб., аналогичные запросы демонстрируют только 8% женщин.

Характеристика

Все соискатели

Мужчины

Женщины

Пол

 пол

100%

36%

64%

Возраст

до 19 лет

7%

6%

8%

20 – 24 лет

36%

27%

40%

25 – 29 лет

26%

26%

26%

30 – 34 лет

13%

15%

12%

35 – 39 лет

8%

11%

7%

40 – 44 лет

5%

7%

4%

45 – 49 лет

3%

4%

2%

50 – 54 лет

1%

3%

1%

старше 55 лет

1%

1%

0%

Характеристики домохозяйства

состоят в браке

32%

40%

27%

есть дети

29%

34%

26%

Образование

высшее

68%

68%

69%

неполное высшее

18%

16%

19%

среднее специальное

8%

10%

7%

среднее

3%

4%

2%

учащиеся

3%

2%

3%

Знание иностранных языков на разговорном или свободном уровне

английский

29%

27%

31%

немецкий

2%

2%

2%

французский

2%

1%

2%

Наличие работы

безработные

53%

52%

54%

Приемлемый уровень заработной платы

до 10 000 руб.

8%

5%

9%

10 001 – 20 000 руб.

20%

15%

22%

20 001 – 30 000 руб.

17%

16%

18%

30 001 – 40 000 руб.

9%

10%

9%

40 001 – 50 000 руб.

6%

8%

5%

50 001 – 60 000 руб.

3%

4%

3%

60 001 – 70 000 руб.

2%

3%

1%

70 001 – 80 000 руб.

1%

2%

1%

80 001 – 90 000 руб.

1%

1%

1%

90 001 – 100 000 руб.

1%

2%

1%

более 100 000 руб.

2%

3%

1%

Заработная плата по договоренности

30%

31%

29%

Таблица 4. Социально-демографический портрет соискателей в сфере маркетинговых коммуникаций

Динамика зарплатных ожиданий в зависимости от возраста

Интересно, что до 30 лет зарплатные притязания мужчин и женщин преимущественно совпадают. Но в дальнейшем мужчины оказываются гораздо более амбициозны,  о чем свидетельствует рассчитанный показатель средней ожидаемой заработной платы (см. рис. 6). Размер допустимой заработной платы среди женщин достигает пикового значения (в среднем 40 тыс. руб.) к 40-44 годам. С возрастом же женщины становятся все менее притязательными. В то время как мужчины в этом отношении более требовательны – в возрастных группах от 35 до 54 лет средняя приемлемая зарплата держится на отметке 50 тыс. руб.

 

Рисунок 6. Средняя ожидаемая заработная плата мужчин и женщин в возрастных группах