Маркетинг и PR.
В настоящей статье речь пойдет о двух важнейших видах бизнес-коммуникаций: маркетинге и ПР, их взаимосвязи. Не будем отступать от традиций, и прежде, чем вдаваться в подробности, определим ключевые понятия, которые будут использованы в статье.
Маркетинг (market - рынок), можно перевести как “стратегия поведения на рынке”, или, более личностно, “осуществление себя в рынке”. Это понятие всеобъемлющее и включает в себя все, что так или иначе имеет отношение к рынку. А теперь - определим смысл понятия маркетинг. Вряд ли есть определение маркетинга, более полное и краткое, чем-то, что дал Филипп Котлер:
Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Можно еще проще:
Маркетинг - совокупность мер, направленных на наиболее полное удовлетворение спроса Потребителя.
А можно - сложнее:
Маркетинг - комплексная система организации производства и сбыта продукции, построенная на основе предварительного исследования потребительского спроса (потребности покупателей).
Что лежит в основе маркетинга?
Маркетинговые исследования, которые ориентированы на исследование потребительского спроса, выяснение рыночной конъюнктуры, и поиск средств, позволяющих наиболее полно этим требованиям и запросам соответствовать.
Методы маркетинговых исследований:
Анализ производственных, экономических и финансовых показателей интересующего сегмента рынка.
Социологический опрос.
Фокус-группы.
Опрос экспертов.
Математический анализ.
Мы, раз и навсегда, сделали для себя вывод, что создание достойного имиджа держится на том, как реально работает фирма и насколько полно удовлетворяются запросы Потребителя, а не на том, как и сколько она об этом говорит. Маркетинговые исследования позволяют создать ту информационную базу, на основе которой и будет выстроена стратегия продвижения товара.
Стратегия продвижения товара (promotion) включает в себя:
o ценовую политику (от себестоимости до цены товара или услуги),
o рациональную организацию сети распространения товара,
o концепцию отстройки от конкурентов.
o рекламную политику
Стратегия promotion содержит ключевые моменты работы фирмы - с этапа разработки товара (услуги) до конечного продукта, который представляется Потребителю. Маркетинговые исследования позволяют получить полный объем информации о потребности рынка в новом товаре (или услуге), выясняют возможности продвижения товара(или услуги), аналогичного тому, который уже присутствует на рынке, и определят нетрадиционные пути завоевания рынка. Маркетинговые исследования определят и VIP-персон, которые могут помочь в продвижении товара (или услуги), выяснят пути подхода к ним, методы работы с ними, степень их заинтересованности и величину их возможностей.
И вот здесь наступает время Public Relations. PR- важнейший инструмент в сфере всеобъемлющего маркетинга. Вспомним определение PR:
Public Relations (Паблик Рилейшнз) PR (переводится, как отношения с общественностью), применяется с целью формирования долгосрочного образа фирмы, поддерживает позитивный корпоративный образ, создавая определенные тенденции общественного мнения.
Стратегия PR облечет тенденции, определенные маркетинговыми исследованиями, в реальную, удобоваримую для Потребителя форму и сделает информацию о новом товаре (или услуге) достоянием общественности.
Стратегия PR создаст “Publicity” (“паблисити” переводится, как общественная огласка, резонанс), опираясь на результаты маркетингового исследования, учитывая политические, общественные и бизнес-реалии сегодняшнего и завтрашнего дня.
Стратегия PR (при грамотном консультанте) позволит перевести бизнес-проект из плоскости “стремление к наживе” в плоскость “социальная значимость”, что немаловажно при нынешнем состоянии “упаднической экономики” и близкого к взрыву настроении большинства.
В этом плане показателен пример сети магазинов “Уральский Вал”, который торгует далеко не предметами первой необходимости, однако 5% скидка для пенсионеров предусмотрена. Еще более наглядно продемонстрировал умение переводить коммерческие интересы в область социальных проблем продемонстрировал один из PR-проектов 1996 года - социальная реклама ОРТ. Проект, безусловно, направлен на поддержание авторитета канала, пережившего за период 95-96 годов серьезные проблемы. Фраза “Позвони родителям” стала крылатой, сам проект снял определенный негативный ажиотаж, связанный с долгим и непростым процессом акционирования канала.
Практически стратегия PR обеспечивает должный угол преломления стратегии продвижения товара, демонстрирует общественному мнению путь, который проходит товар, от идеи до прилавка, представляя его в самом выгодном свете, с учетом наших с Вами потребностей.
Итак, мы попытались выстроить цепочку, которая наглядно демонстрирует взаимосвязь определяющих понятий в системе бизнес-коммуникаций современного мира. Кратко, она выглядит таким образом:
Попробуем поподробнее разобраться в сложных взаимоотношениях маркетинга и ПР.
Помните, что говорят преподаватели ВУЗов на первых лекциях, - “Вы помните, чему Вас учили в школе? - Молодцы! А теперь - выбросите всё это из головы”. К сожалению, это же я вынуждена посоветовать и ответственному читателю - выкинуть из головы замечательно стройную схему, которую мы выстроили в первой части статьи. Как это ни прискорбно, “идеальный газ” бывает только в учебниках физики. В жизни идеальные конструкции имеют тенденцию смешиваться, переплетаться и запутываться до полной невозможности. Именно так и происходит в реальной жизни с взаимоотношениями маркетинга и ПР. Представьте, как было бы замечательно начать новое дело по всем правилам экономической науки, с разработки глобальной маркетинговой стратегии, которая опиралась бы на солидное маркетинговое исследование, по итогам исследования простроить стратегию promotion (продвижения товара, услуги, проекта), привлечь специалиста high-class по PR, который проанализировав всю предшествовавшую работу, разработает стратегию Public Relations. И при этом ещё соответствовать справедливым, рациональным законам, платить налоги по внятному налоговому кодексу, а персонал у Вас в фирме - специалисты, каких мало. Правда, привлекательно?
Опустимся на грешную землю. Предвижу недоумение читателя, лет пять-семь занимающегося бизнесом в нашей любимой стране. Кто это сейчас с нуля начинает? А где денег взять (если с нуля) на такое “планов громадьё”? Да и налоговая сживет со свету раньше, чем “все эти навороты с исследованиями” закончатся. Все верно. А потому, будем исходить из имеющегося: фирма работает, набирая обороты, специалистов давно своих обучили, а вот конкуренты начинают поджимать. И не то, чтобы в затылок дышат, но спокойно выпить кофейку вечером - уже мысли не дают. Вот здесь-то и возникает мысль о маркетинге и ПР, и о том, с чем едят этих зверей, и, черт возьми, во всем мире похваливают. Может, тоже попробовать? Безусловно, попробовать, дорогой предприниматель!
Вспомним, на чем основаны все без исключения технологии ПР (да и не только)? - На обратной связи. Обратная связь - величайшее явление современной жизни и заслуга “развитой демократии”. Обратная связь - основа коммуникативного пространства современного мира, на ней основано благополучие власти, средств массовой информации, производственных предприятий, торговых фирм.
Потому задача консультанта по PR - организовать процесс обратной связи, взаимной отдачи маркетингового исследования и PR. Именно PR-мэн должен подсказать исследователям нетрадиционные ходы, сконцентрировать внимание исследователя на ключевых моментах, которые могут понадобиться в последующей разработке PR-стратегии и стратегии promotion.
Так, например, консультант по PR должен не только сфокусировать внимание маркетологов на ключевых моментах, которые необходимо выяснить о Потребителе, но и внести в исследование элемент местной специфики. Это могут быть как стандартные точки маркетингового исследования, так и нетрадиционные ходы, PR-мэн может и должен таким образом поставить задачу маркетологам (что - непросто и немаловажно), чтобы исследование дало действительно искомый (не путать с ожидаемым) результат. Чем более грамотно поставлена задача для исследования, тем более ценным, в информационном плане, будет итог.
Попробуем обозначить моменты, где пересекаются области PR и маркетинга:
Постановка задач для исследования.
Определение специфических направлений исследования (в зависимости от внешних условий и фантазии PR-мэна).
Разработка методов продвижения (promotion)- от упаковки до рекламы.
Выявление мотивации Потребителя.
Выбор PR-стратегии, соотносимой с выявленными мотивами.
Выбор наиболее подходящих каналов (информационных) распространения информации.
По большому счету, консультант по PR решает четыре глобальных проблемы:
Кому сказать? (целевая группа)
Что сказать? (содержание)
Как сказать логично? (структура)
Как выразить содержание? (форма).
В этом ему помогут результаты маркетинговых исследований.
Кроме того, PR-мэн должен четко определять целевую группу, с которой он работает.
Целевая группа - группа людей, схожих по социальным, демографическим, интеллектуальным, культурным характеристикам, и главное - по модели потребительского поведения.
Для того, чтобы определить целевую группу, на которую ориентирован данный товар (или услуга), необходимо знание массы входящих факторов, которые обязан учитывать PR-мэн:
o потребительские традиции
o культурную ориентацию.
o отнесение к социальному статусу (как личностное, так и объективное)
o уровень доходов
o стереотипы (как потребительские, так и культурные и речевые)
Для того, чтобы завоевать свою целевую группу, ПР-мэны вынуждены (чем дальше, тем больше) прибегать к нестандартным методам ведения PR-кампании.
PR - каскадерство
Откровенно говоря, с каждым годом работа PR-мэнов становится все трудней, так как набор средств и трюков, имеющихся в распоряжении специалистов, не так уж велик. Все новое - хорошо забытое старое. И в этом плане - безусловный лидер в России - банк “Империал”. Его знаменитый исторический цикл произвел фурор не только в кругах профессионалов, но (что значительно сложнее) - среди самой широкой публики. А, казалось, бы - что может быть старее истории. Причем, надо заметить, что это не реклама, а на самом деле PR-кампания, выдержанная в лучших традициях. По пунктам:
в роликах ни слова не говорится о достоинствах банка,
не упомянуты услуги и банковские продукты, производимые банком,
не говорится о профессионализме персонала
не подчеркиваются преимущества банка пред конкурентами и т.д.
Ничего этого нет. Это чистая работа на имя: качество роликов и костюмы героев, интерьер, ни на секунду не вызывает сомнений в величине сумм, потраченных на съемку. Лаконичность роликов говорит о таланте создателя, близком к гениальности.
Вывод - “Империал” может позволить себе иметь лучших.
Вечные исторические сюжеты невольно ассоциируются с устойчивостью и надежностью банка.
Специалистам становится все трудней удивить искушенную публику. Потому, все большее значение приобретает сейчас не содержание, а оформление PR-проекта.
04.10.2001
Фирма “Маркетинг–Бюро”