Аркадий Волож: "Нам дали несколько миллионов долларов - нужно было быстро бежать".
Крупнейшая поисковая система в России рассчитывает выйти на самоокупаемость.
Студента "керосинки" Аркадия Воложа на работу в Академию наук не взяли. Но академиком он все-таки стал - его избрали действительным членом Российской академии Интернета. А в марте 2001 года компания "Яндекс", основателем и генеральным директором которой он является, победила сразу в пяти из 16 номинаций Национальной Интел-Интернет премии. Сам же Волож стал человеком года в российском Интернете. Впрочем, воспоминания о студенческих временах, видимо, все еще преследуют Аркадия Юрьевича. Даже офис "Яндекса" расположен в том самом помещении вычислительного центра, в котором 20 лет назад Волож увидел первый в СССР компьютер IBM PC. По собственному признанию, он навсегда в него влюбился. Так как же студенты-математики становятся руководителями крупнейших интернет-компаний?
- Аркадий Юрьевич, где вы родились, учились, как пришли в бизнес?
- Родился на Каспии, но этого места не помню совсем. Папа у меня геолог, геофизик, поэтому мы часто переезжали. Первые два года жизни я провел "в чемодане". Потом мы жили под Минском, с 6 до 16 лет - в Алма-Ате. В 1981 году я окончил физико-математическую школу и поступил в "керосинку" (сейчас это Государственная академия нефти и газа имени Губкина) на специальность "прикладная математика". Когда ее окончил, был 1986 год, еще действовали ограничения. Например, с моей фамилией нельзя было пойти работать в Академию наук. Поэтому я распределился в институт строительства трубопроводов. На зарплату не смог бы даже снять квартиру, помогали родители. В НИИ я занимался автоматизацией: там, как и везде, был отдел АСУ. Математиков считали людьми совсем никудышными, они разве что могли решить задачу сыну директора, если нужно. Я там рассчитывал скорость коррозии трубы, что считалось серьезным. Во всяком случае для моей жены через два года это прошло как диплом в той же "керосинке".
В 1988 году началось кооперативное движение. ЦК разослал письма по всем министерствам с рекомендацией к такому-то числу создать кооперативы. Директор института вызвал начальника нашего отдела и сказал, что надо реагировать. На базе отдела создали кооператив, я был тогда молодым специалистом и вошел туда. У начальника отдела был знакомый, который вывозил тыквенные семечки в арабские страны через Австрию. Шли эшелоны с Кубани, через Австрию перечислялась валюта, на которую там же закупались компьютеры. За год я заработал себе один или два компьютера, за которые купил квартиру.
- Этот кооператив явно не был связан с коммерческими системами поиска информации...
- Конечно, нет. Мне приходилось обрабатывать большие базы данных с научно-технической и патентной информацией, а Аркадий Барковский занимался компьютерной лингвистикой. Тогда возникла идея скрестить с ней системы поиска. В 1989 году мы основали малое предприятие "Аркадия", которое продавало нашу усовершенствованную программу поиска в Международном классификаторе изобретений. На это мы и жили.
Вскоре я познакомился с американцем Робертом Стабблбайном. Вместе с ним мы создали компанию CompTek, которая сначала занималась высокотехнологичными компьютерами, потом делала беспроводные сети, а сейчас стала самым крупным в России дистрибьютором Cisco-systems. На две трети "Яндекс" принадлежит инвесторам CompTek.
В 1992 году за софт перестали платить. Поэтому "Аркадию" взяли отделом в компанию CompTek. Было ясно, что технология по поиску хорошая, ее надо развивать, где-нибудь да "выстрелит", зарплата для пяти сотрудников (именно столько людей работало тогда в "Аркадии") - не бог весть какая для большой компании.
- А как возник "Яндекс"?
- В 1994-1995 годах появилось WWW. Именно в это время мы создали технологию поиска в русских текстах и продавали ее на CD. В 1997 году наша компания участвовала в компьютерной выставке, и как область для работы нашей системы мы решили взять весь русский Интернет, использовав его для демонстрации поиска "в больших текстах". Во всем Рунете тогда было всего четыре гигабайта информации, причем две трети - на английском. Тогда же и появился сайт www.yandex.ru. Оказалось, что люди на него ходят. Конечно, запросов тогда было не около 2 млн в день, как сейчас, но 200-300 ежедневно все же набиралось. Занимались сайтом все те же пять человек, но потом выяснилось, что на поддержку технологии в отличие от сервиса уходит больше сил, и нужно было расширяться. Сначала хватало одного компьютера, потом их стало три, дальше - больше. Так сайт и жил два года.
- А потом начался Интернет-бум?
- В 1999 году в Америке "зацвел" NASDAQ. В развивающихся странах был кризис и деньги пошли в Америку, можно было зарабатывать миллиарды на перепродаже акций. Затем инвесторы стали искать новые рынки, и капиталы потекли обратно в развивающиеся страны.
У нас северная страна, лето приходит поздно, зато заканчивается рано: и бум к нам пришел, когда на Западе он был уже на спаде, а закончился еще раньше. Нам очень повезло, что у нас бум длился совсем недолго.
- Именно повезло?
- Да. Во-первых, он все-таки состоялся и придал импульс нескольким ресурсам: Mail.ru, Rambler, нам. Во-вторых, закончившись, он дал возможность нормально работать появившимся компаниям. Мы ведь люди технические и в финансах довольно консервативные. А инвесторы приходили к нам и говорили: смотрите, что у нас на бирже творится, акции интернет-компаний растут в тысячи раз! Пора и в русской Сети что-нибудь сделать. Мы очень долго сопротивлялись, но в декабре 1999 года нас все-таки уговорили.
Встал вопрос о выборе крупного инвестора. Мы склонились в сторону Runet Holdings - это американский фонд, вкладывавший средства в компании, которые бы потом могли котироваться на бирже. Нам дали несколько миллионов долларов - нужно было быстро бежать. Я перестал быть директором CompTek и ушел в только что созданную компанию "Яндекс". Когда мы делали Narod, у нас в отделе было 30 человек, за год мы набрали еще 40. Сейчас в "Яндексе" работает около 100 человек.
Параллельно надо было строить и портал, и компанию, а это было очень тяжело.
- Что случилось, когда Интернет-бум пошел на спад?
- К счастью, парадигма "бежать вперед" закончилась, мы и так были все в мыле и могли бы просто отдать концы. Звезда NASDAQ погасла, и началась нормальная жизнь, когда понятно, где бюджет, где доходы. В прошлом году мы планировали потратить 2 млн долларов, при этом заработав 1 млн. И нам удалось сделать этот миллион. А если считать с бартером, то эти цифры будут намного больше.
- На чем вы его заработали?
- На рекламе. Если все пойдет без изменений, в этом году мы планируем заработать 2 млн и выйти на самоокупаемость. У нас аудитория 4 млн человек. По сути, мы большая газета, но с интерактивом, поэтому через нас можно сразу продавать товар. В этом смысле мы ближе к модели Yellow pages: телефонный справочник, в котором кто-то выделен в рамочку, кто-то фоном, а кто-то отдельным блоком, но всегда в контексте. Кстати, реклама для нас - это не только баннеры.
- То есть под интернет-рекламой вы понимаете очень широкий спектр услуг?
- Конечно. Например, у нас есть такой сервис: если вы набираете в поисковой строке слово "телефон такой-то", то справа может появиться текстовое объявление фирмы, продающей эти аппараты. Этот сервис оказался довольно успешным. Динамика продаж у него замечательная (уже полгода растет на 50 процентов в месяц). Кроме того, он очень дешев в обслуживании. Система живет сама по себе, на ней сидит всего лишь "полчеловека" и проверяет объявления, чтобы не написали чего нехорошего.
Еще мы сотрудничаем с интернет-магазинами. Каждую ночь около сотни магазинов присылают нам свои прейскуранты, а мы размещаем ссылки на их товары.
- Часто говорят, что реклама в Интернете дороже, чем в традиционных СМИ. Вы тоже так считаете?
- Если судить по цене контакта (сколько стоит, чтобы вашу рекламу показали одному человеку), самая дорогая - реклама в прессе, на втором месте - "наружка", на третьем - радио, на четвертом - телевидение. Стоимость контакта в Интернете примерно такая же, как и на телевидении.
- Вы верите в то, что интернет-проекты могут стать прибыльными только за счет рекламы?
- Наши рекламные доходы за прошлый год утроились, и надеемся, что в этом году они вырастут еще вдвое. Да и весь рекламный рынок Рунета увеличится раза в два. Аудиторию Интернета уже невозможно игнорировать. По "тиражам" она обогнала прессу и приближается к радио. Ежедневно наш сайт посещают 600 тыс. человек, а хотя бы раз в месяц нас видят более 4 млн человек.
"Яндекс" претендует на 15-20 процентов рекламного рынка Рунета. Я думаю, что в ближайшие пару лет наши доходы можно будет довести до 5-10 млн долларов - это нормальный маленький издательский дом и минимум для нашей бизнес-модели. Рынок растет, в Москве уже 13 процентов населения пользуются Интернетом, сейчас идет бурный рост и в провинции. 10 процентов проникновения - порог для рекламы, а 15 процентов - для интернет-коммерции. Если в России на интернет-рекламу будет тратиться хотя бы один процент от общих рекламных расходов, это позволит окупиться всем сегодняшним порталам.
- Вы полагаете, что Интернет со временем может стать основным рекламным носителем?
- Конечно, Интернет не заменит все СМИ, но станет частью "медиа-микса", когда в рамках крупных рекламных кампаний используются разные носители. Рекламируя кофе или жевательную резинку, без телевидения не обойтись, но нельзя ограничиваться и одним только телевидением. У Интернета есть уникальные свойства, например интерактивность. А самое главное, он "достает" до населения, которое вообще не смотрит телевизор.
Кроме того, в отличие от телевидения и радио, у которых пики "посещаемости" приходятся на утро и вечер, а днем - спад, в Интернет большинство людей заходит именно в рабочее время. Человек общается с Интернетом в самое активное время, когда он восприимчив к информации, когда он что-то ищет, чего-то хочет. Деловые газеты многое готовы отдать за то, чтобы гарантированно оказаться на столе у менеджера в рабочее время, а Интернет - уже там. Интернет - это СМИ рабочего времени.
- Но сейчас рекламщики в Рунет идут не слишком охотно...
- Проблема в том, что многие не умеют давать рекламу в Интернете. Менеджеру приносят план: на телевидение - 7 млн, на прессу - 3, на наружку - 5 млн. И вот еще Интернет - 50 тыс. У человека время ограничено, а в Интернете рекламные форматы для него непонятные, баннеры какие-то, интерактивность. Поэтому и не идут - возни много, а масштаб не тот. Хотя многие крупные брэнды в Рунете уже появились. Остальные могут ждать, пока их конкуренты полностью освоят новую территорию.
Я не Кассандра, я не знаю, когда именно это произойдет, но ясна тенденция: реклама в Интернете будет расти.
- Рост экономики замедляется, нефть дешевеет, вполне возможно, что начнется сокращение бюджетов. Может ли это отразиться на Интернете?
- Как это ни парадоксально, но рекламный рынок в Интернете может увеличиться, потому что он дешев. Когда у вас нет больше миллиона туда, миллиона сюда, тогда рекламные бюджеты распределяются более тщательно. Кризис 1998 года способствовал подъему Интернета. Деньги вкладывали в него, потому что больше было некуда. И Yellow pages в кризис упали не сильно, так как бюджеты на большую рекламу кончились, а остались на маленькую.
- Ваши цели на этот год?
- Абсолютно нормальные цели. У меня есть план продаж. И он должен выполняться. Есть бюджет, за который нельзя вылезти. Как на средней телестанции. Надо уши держать востро - в нашей области много нового происходит. Необходимо выпускать новые продукты, оттачивать старые. А еще нам нужны люди, нам нужны сейлз-менеджеры.
Справка "ФР"
Яndex означает "Языковой index", или, если по-английски, Yet Another indexer. Сайт Яndex появился в Интернете в 1996 году, а два года спустя родилась одноименная компания. В апреле 2000 года ru-Net Holdings принял решение об инвестировании в компанию. Летом 2001 года "Яндекс", по данным исследовательских компаний "Комкон-2" и Gallup Media, стал самым большим ресурсом в Рунете по объему аудитории. Сегодня его поисковая база вдвое больше, чем у ближайших конкурентов. Ежедневно сайт "Яндекс" обрабатывает около 2 млн запросов.
19.02.2002
Беседовали Константин ГУРДИН, Павел ХИЦКИЙ
Финансовая Россия №5(268)