Прибыль из хруста.
Если еще с давних пор ведутся споры, что было вначале - яйцо или курица, то
с пивом все ясно уже давно.
Именно оно дало толчок к появлению множества
других продуктов, а точнее, целой категории так называемых снэков (сухих
закусок). До 80-х роль снэков выполняли исключительно соленые сушки и рыбка
снеток, а если везло - худая вобла из ближайшей речушки и красные вареные
раки; с начала 90-х - чипсы, фисташки и арахис, тоннами завозившиеся в
Россию. Казалось бы, все что возможно производителями уже придумано, и тем
не менее новый продукт появился. Впрочем, новый он только относительно - на
самом деле он древнее всех этих анчоусов и орешков. Появился он тогда,
когда человек впервые догадался собрать рожь, намолоть муку и испечь хлеб.
Хлеб подгорел - и получился сухарь. Случилось это много тысяч лет назад...
Сухари армейские, надежные
Большинство российских хозяек и раньше разрезали батоны на аккуратные
квадратики, которые равномерно раскладывали по противню, затем ставили в
духовку, и через час сухарики готовы. А уж сколько поколений наших
сограждан сушили сухари, отправляя своих родственников, друзей или
отправляясь сами в места "не столь отдаленные", и не сосчитать. Даже для
любой собаки нет большего лакомства, чем сгрызть подобный сухарик, - моя за
него, истекая слюной, готова сделать все что угодно, какой там к черту
"Педигри"! Идея, казалось, столько лет лежала на поверхности - только
подними... Всего-то надо было упаковать сухари в красивую и блестящую
пленку, как-то прикольно обозвать, т.е. придумать марку, и навесить ценник.
И все. Правда, в России, как всегда, до этого додумались с большим
опозданием - лишь в конце 1998 года, аккурат после кризиса.
Нужно отдать должное советским военным: уж кого-кого, а их грех обвинять в
медлительности. Именно для Вооруженных сил был разработан ГОСТ 686-83 на
специальные "сухари армейские" - на случай глобального вооруженного
конфликта, ведь с таким продуктом и ядерная зима не страшна. Сиди себе в
бункере, открывай железные банки (именно в них сухарики тогда
упаковывались) и грызи...
Больше всего от появления сухариков пострадали производители одной и той же
товарной группы снэков (сухих закусок) - чипсов, орешков, фисташек,
анчоусов и пр. Впрочем, как сами они утверждают, для них что есть сухарики,
что нет - все равно. Продажи продолжают расти с каждым годом
пропорционально росту производства пива, а это - 25% ежегодно.
Крутоны не для крутых
В "сухарный" бизнес все производители пришли разными путями, но большинство
объединяет одно: раньше они занимались прибыльной торговлей, но в конце
90-х разорились и начали "сушить сухари".
В Москву из Америки привез сухарики Леонид Мерзон, директор хлебопекарного
предприятия "Боско-Л", в прошлом выпускник экономического факультета МГУ,
сотрудник НИИ Госплана, десять лет назад торговавший бытовой техникой и
даже успевший в начале 90-х создать небольшую розничную сеть.
Если кто помнит, в середине 90-х по Москве прокатился настоящий
хлебопекарный бум, была даже разработана программа правительства Москвы,
под которую строились помещения для пекарен по всему городу. На
заработанные на телевизорах и холодильниках деньги Мерзон зачем-то тоже
построил пекарню.
- Когда мы начинали печь хлеб, знали только, что на деревьях батоны не
растут, - вспоминает сейчас со смехом Мерзон. - Массу денег потратили
впустую, зачем-то купили несколько дорогих английских печей, хотя можно
было приобрести другие, того же качества, но в три раза дешевле.
Как показало время, свое производство - оно и в кризис устоит, конечно,
если все делать по уму. Из-за недобросовестных партнеров торговая сеть
Мерзона разорилась. А хлеб остался - он всему голова, так как-то звучал
старый лозунг. И что-то там про колоски и про "не выкидывай корку"...
Кстати, по сути, корка - это и есть сухарик.
- В 1998 году я оказался по делам в Америке и заодно решил поискать
какую-нибудь интересную и красивую идею, пригодную для переноса в Россию, -
рассказывает Леонид. - И оказался в гостях у одной знакомой
соотечественницы. Она приготовила гороховый суп с нашими традиционными
гренками. Правда, как оказалось, гренки она сама не жарила, а купила
готовые в магазине - там они называются "крутоны". И стоят почти доллар за
небольшой пакет!..
Перед вылетом в Россию я отправился в ближайший супермаркет и накупил кучу
этих самых крутонов с разными вкусами. Дома собрал коллектив, "напряг"
технологов - и через пару месяцев экспериментов над собственными желудками
первая партия сухариков была готова. Название "крутоны" нам понравилось -
так и назвали.
Позже многие спрашивали: а что, крутоны - это только для крутых? Никто из
них не догадывался, что это красивое французское слово означает всего лишь
"маленький обжаренный кусочек хлеба". В Европе и Штатах, куда сухарики под
красивым французским названием "крутоны" пришли вместе с немецкими
переселенцами, их начали выпускать после Второй мировой войны.
Правда, еще полгода Мерзон никак не мог приступить к производству: власти
утверждали ему ТУ (техническое условие, без которого ни один продукт в
России не имеет права быть произведенным, а особенно проданным).
- В России сейчас существует только два ТУ на сухари. Первое разработано
нами, - не без гордости замечает Мерзон, - второе - НИИ хлебопекарной
промышленности, по нему работают все остальные. Почему так? Наше ТУ
предусматривает самостоятельную выпечку хлеба, а с этим никто связываться
не хочет: гораздо проще купить уже готовый батон, порезать, пропитать
ароматизаторами, упаковать и продать...
3 корочки для Буратино
В том же 1998 году ООО "Бриджтаун" запустило свою марку - "З корочки".
Директору и совладельцу ООО "Бриджтаун" Дмитрию Васильеву всего 32; в
1998-м он потерял свой прежний бизнес, оценивавшийся в 2 миллиона долларов,
и денег осталось только на сухари.
- Мы просто решили рискнуть, причем почти всем, - рассказывает Дмитрий. -
Тогда кредиты никто не давал, банки умирали ежедневно, и вместе с такими же
разорившимися партнерами мы скинулись, вложив "в дело" последние деньги.
Все производство нам обошлось примерно в 100 тыс. долл. Название "3
корочки" родилось случайно: ехали мы как-то в машине и обсуждали, какую бы
торговую марку придумать. Ничего в голову не шло, спросили водителя, а он
возьми и скажи: "Три корочки, как у Буратино".
Правда, вместо премии за удачное название водителя через пару месяцев...
уволили за аварию по пьянке.
Сейчас в месяц "3 корочки" делает чуть более 600 тонн сухариков - примерно
столько же, сколько "Емеля" (кстати, "Емелю", вторую самую известную на
рынке марку, создал бывший оптовик, закупавший ранее "3 корочки", -
производство оказалось все-таки выгоднее). Ежегодно в Москве, по подсчетам
Васильева, с которым согласен и Мерзон, производят почти 15 тыс. тонн
сухариков, другими словами - 300 млн. упаковок, а это почти 30 млн. долл.
оборота в оптовых ценах - неплохо для "сушеных корочек"! Есть за что
побороться почти пятидесяти московским производителям - сколько их точно,
никто не считал и вряд ли когда-либо посчитает. Мерзон раньше пытался
следить за конкурентами - в кабинете у него вся стена увешана пустыми
упаковками любых марок, - но оставил это занятие как неперспективное.
Васильев мелких конкурентов, выпускающих от 2 до 10 тонн, называет
"подснежниками" или "партизанами":
- Они просто так работают: "выстреливают" по весне и исчезают по осени, до
нового "жаркого" сезона. "Жаркий" сезон - это когда солнце встает в пять
утра, заходит после десяти, на улице жара, все ходят от палатки к палатке в
поисках самого холодного пива, а к ним, конечно, и закуски. Тогда у всех
продажи вырастают на треть. А "партизаны" только рынок портят: навалят
пол-упаковки крошек с солью, сэкономят свои копейки, а потребитель в
следующий раз купит чипсы...
Еще миф, что режут для сухариков только черствый хлеб, покупая чуть ли не
отходы с хлебокомбинатов.
- Вранье все это, - утверждают знатоки. - Вы когда-нибудь пробовали
порезать черствый хлеб? Об него даже хлеборезка свою пилу обломает, а
сухарика правильной формы не получить - раскрошится.
Кстати, моя тайная попытка обзвонить московские хлебозаводы, чтобы купить у
них черствый хлеб, действительно ни к чему не привела: нет его в продаже,
все свежее. Слухи же, по словам знатоков, распускают конкуренты, и в первую
очередь "чипсовики". По данным "3 корочек", сухарикам удалось отвоевать у
них никак не меньше 20% рынка (сами "чипсовики" утверждают, что не больше
2-3%).
- Выпускать сухарики - удел относительно небольших фирм, многие из которых
сами начинали с чипсов, но поняли, что это не так просто, и занялись
сухарями, - говорит Алексей Пронин, выпускающий картофельные чипсы "Русская
картошка". - Дело в том, что только одно оборудование для чипсов стоит не
одну сотню тысяч, а то и миллионов долларов. А для сухарей денег надо на
порядок меньше.
Технология усушки
Основное оборудование для производства сухариков самое простое: хлеборезка,
жарочный шкаф и упаковочный автомат. Все вместе, если экономно, можно
приобрести в пределах 25 тыс. долл.
Первый этап - нарезка батонов на дольки: в результате у вас должны
получиться прямоугольнички. Кто не знает, правильная форма одной из "трех
корочек" - это когда длина 3,5 см, а толщина - 0,6 см. В каждом пакете -
стандартные 50 г, другими словами, 41 полноценный длинный сухарик и 72
небольших, от 5 до 15 мм в длину. Не поленился - сам подсчитал. Хватает в
среднем на 5 минут с пивом и на 7,5 минуты - без. Сам засекал.
По словам Мерзона, лучше не увлекаться минимальными размерами, т.к. при
транспортировке сухарики могут просто превратиться в хлебную крошку.
Буханка нарезается на дольки в трех плоскостях. Для этой операции вполне
подойдут стандартные хлеборезки и ломтерезки отечественного производства.
Для лучшей нарезки буханка в течение суток должна "выстояться" - иначе
правильной формы сухарика не получить.
После хлебные дольки засыпаются в аппарат, напоминающий бетономешалку, и
обрабатываются ароматизаторами для придания вкуса, например, сыра, лука,
чеснока, бекона, грибов или просто соленого, затем смачиваются растительным
маслом. Но главный этап - это сушка подготовленных хлебных долек. Для нее
подойдет простой жарочный шкаф (хороший отечественного производства стоит
около 5 тыс. долл.). И последнее - это упаковка. Автомат можно приобрести
за 15 тыс. долл. Есть дешевле, но, по словам некоторых специалистов,
отечественные автоматы не отличаются надежностью и могут периодически
выходить из строя, сбивая весь цикл, а также не соблюдать норму развеса в
пакетики.
В бункер автомата достаточно загрузить готовые сухарики, заправить рулон
пленки - дальше он все сделает сам. Одна тонна простой полипропиленовой
пленки (это минимальный заказ), из которой можно наделать 350-400 тыс.
пакетиков, обойдется вам в 5 тыс. долларов, а фольгированная двухслойная
(она увеличивает срок хранения со стандартных 6 месяцев до 1 года)
обойдется в 7,5 тыс. долл. за тонну.
В последнее время получила распространение еще одна технология
производства, суть которой в том, что весь комплект оборудования сводится к
одному лишь упаковочному автомату. Достаточно лишь приобрести сухарики по
26 руб. за 1 кг (в Москве есть пара фирм, которые специализируются только
на сушке сухариков, без фасовки) и пленку.
Конечно, при полном цикле, когда не покупается готовый хлеб, а выпекается
самостоятельно, инвестиций требуется значительно больше. Но и получается
продукт более высокого качества. Когда я впервые увидел плоские и круглые,
похожие на толстые блины хлебные заготовки, сложенные штабелями, то
подумал, что это какой-то оригинальный лаваш.
- Мы долго думали, из какого хлеба делать сухари, и сами додумались до
такой необычной формы, - выдает свои секреты Мерзон. - Все дело в том, что
нашу форму нужно разрезать всего в двух плоскостях (обычный батон - в
трех), и тончайшая корочка лепешек является одновременно верхом и низом
каждого сухарика.
Особая хрупкость достигается за счет оригинальной рецептуры (главное -
грамотное дозирование маргарина), специального подхода к выбраживанию
теста, особых режимов выпечки лепешек, обработки растительным маслом именно
методом распыления и использованием исключительно натуральных специй.
Дилетанту во всех этих технологиях запутаться очень просто, так что надо
искать хорошего технолога.
Чисто сухая прибыль
В среднем на каждой упаковке сухариков зарабатывается почти 1 рубль - эту
цифру подтвердили и некоторые производители, правда, на условиях
анонимности. Экономика здесь простая: к примеру, буханка черного хлеба
весом 750 г на хлебозаводе стоит 6 руб. После усушки ее вес уменьшается в
два раза, и из нее выходит 7 упаковок сухариков по 50 г каждая. Получаем 85
коп. - это стоимость хлеба в одном пакетике, плюс цена ароматизаторов (7
долл. за 1 кг, или 9 коп. на пакетик), плюс стоимость упаковки (30 коп.),
плюс картонная коробка (20 коп.), плюс накладные расходы и зарплата
персонала (15 коп.). В итоге себестоимость одного пакетика - где-то 1,59
руб. При средней оптовой цене в 2,5-2,8 руб. прибыль получается около
рубля. Так что, производя, к примеру, 100 тонн сухариков в месяц (2 млн.
пакетиков), можно заработать 2 млн. рублей (64 тысячи долларов).
Согласитесь, совсем неплохая рентабельность...
P.S. Не далее как полгода назад на рынке появился опять совершенно новый
продукт - и опять для пива, и опять из Америки, только Южной. Для него
берут кожу настоящей свиньи, нагревают, или, точнее, взрывают по
специальной технологии, наподобие воздушной кукурузы, - получаются соленые
шкварки. Так что производителям сухариков, как и "чипсовикам", спокойно
спать не стоит. Главная борьба за рынок еще впереди.
Московский комсомолец
08.04.2002
ИАЦ "Информкондитер"