Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Прибыль из хруста.


Если еще с давних пор ведутся споры, что было вначале - яйцо или курица, то с пивом все ясно уже давно.

Именно оно дало толчок к появлению множества других продуктов, а точнее, целой категории так называемых снэков (сухих закусок). До 80-х роль снэков выполняли исключительно соленые сушки и рыбка снеток, а если везло - худая вобла из ближайшей речушки и красные вареные раки; с начала 90-х - чипсы, фисташки и арахис, тоннами завозившиеся в Россию. Казалось бы, все что возможно производителями уже придумано, и тем не менее новый продукт появился. Впрочем, новый он только относительно - на самом деле он древнее всех этих анчоусов и орешков. Появился он тогда, когда человек впервые догадался собрать рожь, намолоть муку и испечь хлеб. Хлеб подгорел - и получился сухарь. Случилось это много тысяч лет назад...

Сухари армейские, надежные

Большинство российских хозяек и раньше разрезали батоны на аккуратные квадратики, которые равномерно раскладывали по противню, затем ставили в духовку, и через час сухарики готовы. А уж сколько поколений наших сограждан сушили сухари, отправляя своих родственников, друзей или отправляясь сами в места "не столь отдаленные", и не сосчитать. Даже для любой собаки нет большего лакомства, чем сгрызть подобный сухарик, - моя за него, истекая слюной, готова сделать все что угодно, какой там к черту "Педигри"! Идея, казалось, столько лет лежала на поверхности - только подними... Всего-то надо было упаковать сухари в красивую и блестящую пленку, как-то прикольно обозвать, т.е. придумать марку, и навесить ценник. И все. Правда, в России, как всегда, до этого додумались с большим опозданием - лишь в конце 1998 года, аккурат после кризиса.

Нужно отдать должное советским военным: уж кого-кого, а их грех обвинять в медлительности. Именно для Вооруженных сил был разработан ГОСТ 686-83 на специальные "сухари армейские" - на случай глобального вооруженного конфликта, ведь с таким продуктом и ядерная зима не страшна. Сиди себе в бункере, открывай железные банки (именно в них сухарики тогда упаковывались) и грызи...

Больше всего от появления сухариков пострадали производители одной и той же товарной группы снэков (сухих закусок) - чипсов, орешков, фисташек, анчоусов и пр. Впрочем, как сами они утверждают, для них что есть сухарики, что нет - все равно. Продажи продолжают расти с каждым годом пропорционально росту производства пива, а это - 25% ежегодно.

Крутоны не для крутых

В "сухарный" бизнес все производители пришли разными путями, но большинство объединяет одно: раньше они занимались прибыльной торговлей, но в конце 90-х разорились и начали "сушить сухари".

В Москву из Америки привез сухарики Леонид Мерзон, директор хлебопекарного предприятия "Боско-Л", в прошлом выпускник экономического факультета МГУ, сотрудник НИИ Госплана, десять лет назад торговавший бытовой техникой и даже успевший в начале 90-х создать небольшую розничную сеть.

Если кто помнит, в середине 90-х по Москве прокатился настоящий хлебопекарный бум, была даже разработана программа правительства Москвы, под которую строились помещения для пекарен по всему городу. На заработанные на телевизорах и холодильниках деньги Мерзон зачем-то тоже построил пекарню.

- Когда мы начинали печь хлеб, знали только, что на деревьях батоны не растут, - вспоминает сейчас со смехом Мерзон. - Массу денег потратили впустую, зачем-то купили несколько дорогих английских печей, хотя можно было приобрести другие, того же качества, но в три раза дешевле.

Как показало время, свое производство - оно и в кризис устоит, конечно, если все делать по уму. Из-за недобросовестных партнеров торговая сеть Мерзона разорилась. А хлеб остался - он всему голова, так как-то звучал старый лозунг. И что-то там про колоски и про "не выкидывай корку"... Кстати, по сути, корка - это и есть сухарик.

- В 1998 году я оказался по делам в Америке и заодно решил поискать какую-нибудь интересную и красивую идею, пригодную для переноса в Россию, - рассказывает Леонид. - И оказался в гостях у одной знакомой соотечественницы. Она приготовила гороховый суп с нашими традиционными гренками. Правда, как оказалось, гренки она сама не жарила, а купила готовые в магазине - там они называются "крутоны". И стоят почти доллар за небольшой пакет!..

Перед вылетом в Россию я отправился в ближайший супермаркет и накупил кучу этих самых крутонов с разными вкусами. Дома собрал коллектив, "напряг" технологов - и через пару месяцев экспериментов над собственными желудками первая партия сухариков была готова. Название "крутоны" нам понравилось - так и назвали.

Позже многие спрашивали: а что, крутоны - это только для крутых? Никто из них не догадывался, что это красивое французское слово означает всего лишь "маленький обжаренный кусочек хлеба". В Европе и Штатах, куда сухарики под красивым французским названием "крутоны" пришли вместе с немецкими переселенцами, их начали выпускать после Второй мировой войны.

Правда, еще полгода Мерзон никак не мог приступить к производству: власти утверждали ему ТУ (техническое условие, без которого ни один продукт в России не имеет права быть произведенным, а особенно проданным).

- В России сейчас существует только два ТУ на сухари. Первое разработано нами, - не без гордости замечает Мерзон, - второе - НИИ хлебопекарной промышленности, по нему работают все остальные. Почему так? Наше ТУ предусматривает самостоятельную выпечку хлеба, а с этим никто связываться не хочет: гораздо проще купить уже готовый батон, порезать, пропитать ароматизаторами, упаковать и продать...

3 корочки для Буратино

В том же 1998 году ООО "Бриджтаун" запустило свою марку - "З корочки". Директору и совладельцу ООО "Бриджтаун" Дмитрию Васильеву всего 32; в 1998-м он потерял свой прежний бизнес, оценивавшийся в 2 миллиона долларов, и денег осталось только на сухари.

- Мы просто решили рискнуть, причем почти всем, - рассказывает Дмитрий. - Тогда кредиты никто не давал, банки умирали ежедневно, и вместе с такими же разорившимися партнерами мы скинулись, вложив "в дело" последние деньги. Все производство нам обошлось примерно в 100 тыс. долл. Название "3 корочки" родилось случайно: ехали мы как-то в машине и обсуждали, какую бы торговую марку придумать. Ничего в голову не шло, спросили водителя, а он возьми и скажи: "Три корочки, как у Буратино".

Правда, вместо премии за удачное название водителя через пару месяцев... уволили за аварию по пьянке.

Сейчас в месяц "3 корочки" делает чуть более 600 тонн сухариков - примерно столько же, сколько "Емеля" (кстати, "Емелю", вторую самую известную на рынке марку, создал бывший оптовик, закупавший ранее "3 корочки", - производство оказалось все-таки выгоднее). Ежегодно в Москве, по подсчетам Васильева, с которым согласен и Мерзон, производят почти 15 тыс. тонн сухариков, другими словами - 300 млн. упаковок, а это почти 30 млн. долл. оборота в оптовых ценах - неплохо для "сушеных корочек"! Есть за что побороться почти пятидесяти московским производителям - сколько их точно, никто не считал и вряд ли когда-либо посчитает. Мерзон раньше пытался следить за конкурентами - в кабинете у него вся стена увешана пустыми упаковками любых марок, - но оставил это занятие как неперспективное.

Васильев мелких конкурентов, выпускающих от 2 до 10 тонн, называет "подснежниками" или "партизанами":
- Они просто так работают: "выстреливают" по весне и исчезают по осени, до нового "жаркого" сезона. "Жаркий" сезон - это когда солнце встает в пять утра, заходит после десяти, на улице жара, все ходят от палатки к палатке в поисках самого холодного пива, а к ним, конечно, и закуски. Тогда у всех продажи вырастают на треть. А "партизаны" только рынок портят: навалят пол-упаковки крошек с солью, сэкономят свои копейки, а потребитель в следующий раз купит чипсы...

Еще миф, что режут для сухариков только черствый хлеб, покупая чуть ли не отходы с хлебокомбинатов.
- Вранье все это, - утверждают знатоки. - Вы когда-нибудь пробовали порезать черствый хлеб? Об него даже хлеборезка свою пилу обломает, а сухарика правильной формы не получить - раскрошится.

Кстати, моя тайная попытка обзвонить московские хлебозаводы, чтобы купить у них черствый хлеб, действительно ни к чему не привела: нет его в продаже, все свежее. Слухи же, по словам знатоков, распускают конкуренты, и в первую очередь "чипсовики". По данным "3 корочек", сухарикам удалось отвоевать у них никак не меньше 20% рынка (сами "чипсовики" утверждают, что не больше 2-3%).

- Выпускать сухарики - удел относительно небольших фирм, многие из которых сами начинали с чипсов, но поняли, что это не так просто, и занялись сухарями, - говорит Алексей Пронин, выпускающий картофельные чипсы "Русская картошка". - Дело в том, что только одно оборудование для чипсов стоит не одну сотню тысяч, а то и миллионов долларов. А для сухарей денег надо на порядок меньше.

Технология усушки

Основное оборудование для производства сухариков самое простое: хлеборезка, жарочный шкаф и упаковочный автомат. Все вместе, если экономно, можно приобрести в пределах 25 тыс. долл.

Первый этап - нарезка батонов на дольки: в результате у вас должны получиться прямоугольнички. Кто не знает, правильная форма одной из "трех корочек" - это когда длина 3,5 см, а толщина - 0,6 см. В каждом пакете - стандартные 50 г, другими словами, 41 полноценный длинный сухарик и 72 небольших, от 5 до 15 мм в длину. Не поленился - сам подсчитал. Хватает в среднем на 5 минут с пивом и на 7,5 минуты - без. Сам засекал.

По словам Мерзона, лучше не увлекаться минимальными размерами, т.к. при транспортировке сухарики могут просто превратиться в хлебную крошку. Буханка нарезается на дольки в трех плоскостях. Для этой операции вполне подойдут стандартные хлеборезки и ломтерезки отечественного производства. Для лучшей нарезки буханка в течение суток должна "выстояться" - иначе правильной формы сухарика не получить.

После хлебные дольки засыпаются в аппарат, напоминающий бетономешалку, и обрабатываются ароматизаторами для придания вкуса, например, сыра, лука, чеснока, бекона, грибов или просто соленого, затем смачиваются растительным маслом. Но главный этап - это сушка подготовленных хлебных долек. Для нее подойдет простой жарочный шкаф (хороший отечественного производства стоит около 5 тыс. долл.). И последнее - это упаковка. Автомат можно приобрести за 15 тыс. долл. Есть дешевле, но, по словам некоторых специалистов, отечественные автоматы не отличаются надежностью и могут периодически выходить из строя, сбивая весь цикл, а также не соблюдать норму развеса в пакетики.

В бункер автомата достаточно загрузить готовые сухарики, заправить рулон пленки - дальше он все сделает сам. Одна тонна простой полипропиленовой пленки (это минимальный заказ), из которой можно наделать 350-400 тыс. пакетиков, обойдется вам в 5 тыс. долларов, а фольгированная двухслойная (она увеличивает срок хранения со стандартных 6 месяцев до 1 года) обойдется в 7,5 тыс. долл. за тонну.

В последнее время получила распространение еще одна технология производства, суть которой в том, что весь комплект оборудования сводится к одному лишь упаковочному автомату. Достаточно лишь приобрести сухарики по 26 руб. за 1 кг (в Москве есть пара фирм, которые специализируются только на сушке сухариков, без фасовки) и пленку.

Конечно, при полном цикле, когда не покупается готовый хлеб, а выпекается самостоятельно, инвестиций требуется значительно больше. Но и получается продукт более высокого качества. Когда я впервые увидел плоские и круглые, похожие на толстые блины хлебные заготовки, сложенные штабелями, то подумал, что это какой-то оригинальный лаваш.

- Мы долго думали, из какого хлеба делать сухари, и сами додумались до такой необычной формы, - выдает свои секреты Мерзон. - Все дело в том, что нашу форму нужно разрезать всего в двух плоскостях (обычный батон - в трех), и тончайшая корочка лепешек является одновременно верхом и низом каждого сухарика.

Особая хрупкость достигается за счет оригинальной рецептуры (главное - грамотное дозирование маргарина), специального подхода к выбраживанию теста, особых режимов выпечки лепешек, обработки растительным маслом именно методом распыления и использованием исключительно натуральных специй. Дилетанту во всех этих технологиях запутаться очень просто, так что надо искать хорошего технолога.

Чисто сухая прибыль

В среднем на каждой упаковке сухариков зарабатывается почти 1 рубль - эту цифру подтвердили и некоторые производители, правда, на условиях анонимности. Экономика здесь простая: к примеру, буханка черного хлеба весом 750 г на хлебозаводе стоит 6 руб. После усушки ее вес уменьшается в два раза, и из нее выходит 7 упаковок сухариков по 50 г каждая. Получаем 85 коп. - это стоимость хлеба в одном пакетике, плюс цена ароматизаторов (7 долл. за 1 кг, или 9 коп. на пакетик), плюс стоимость упаковки (30 коп.), плюс картонная коробка (20 коп.), плюс накладные расходы и зарплата персонала (15 коп.). В итоге себестоимость одного пакетика - где-то 1,59 руб. При средней оптовой цене в 2,5-2,8 руб. прибыль получается около рубля. Так что, производя, к примеру, 100 тонн сухариков в месяц (2 млн. пакетиков), можно заработать 2 млн. рублей (64 тысячи долларов). Согласитесь, совсем неплохая рентабельность...

P.S. Не далее как полгода назад на рынке появился опять совершенно новый продукт - и опять для пива, и опять из Америки, только Южной. Для него берут кожу настоящей свиньи, нагревают, или, точнее, взрывают по специальной технологии, наподобие воздушной кукурузы, - получаются соленые шкварки. Так что производителям сухариков, как и "чипсовикам", спокойно спать не стоит. Главная борьба за рынок еще впереди.

Московский комсомолец

08.04.2002  ИАЦ "Информкондитер"

08.04.2002



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2025, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов