Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Интервью: Кирилл Рагозин, президент управляющей компании холдинга - ООО "Веда-Система"

Кирилл Рагозин: "Для нас алкоголь прозрачен".

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Петербургский холдинг "Веда" за последние полгода значительно расширил сферу своих интересов: были приобретены запорожский завод "Днепроспецсталь" и тепличное хозяйство "Лето". При этом профильный бизнес "Веды" - производство водки - набирает обороты. По данным Госкомстата, в рейтинге крупнейших российских производителей компания поднялась с 8-го на 3-е место, за 2002 г. увеличив объемы производства на 215%.
Правда, не обошлось и без неприятностей: МАП посчитал, что на интернет-сайте "Веды" рекламируется алкоголь, и распорядился закрыть сайт, и теперь компания судится с антимонопольным ведомством. Тем не менее Кирилл Рагозин, президент управляющей компании холдинга - ООО "Веда-Система", полагает, что последние два года были очень благоприятными для производителей алкоголя, поскольку окончательно определились правила игры на этом рынке и он стал более прозрачным. Таким образом, у алкогольных компаний появилась возможность привлекать иностранные инвестиции.

- С чего началась "Веда"?

- В 1994 г. , сразу после того как были отменены всевозможные льготные схемы импорта алкоголя, мы открыли водочный завод в городе Кингисепп Ленинградской области. Привлекли голландские инвестиции. Наращивали объемы и вот недавно заняли 3-е место в России по производству водки.

В прошлом году мы запустили первую очередь фабрики по производству стеклянной тары, которая тоже расположена в Кингисеппе.

С 1999 г. мы, как и большинство российских компаний, пытались освоить разные направления бизнеса. У нас были мясные фабрики, холодильные склады, рефрижераторные судовые перевозки. Сейчас эти предприятия проданы. Мы решили оставить два направления бизнеса - алкоголь и производство стекла. В 2002 г. мы купили фабрику в Саранске, одну из лучших по техническому оснащению в России. Там будут производиться крепкие и слабоалкогольные напитки, запуск запланирован на декабрь 2003 г.

- Какие перспективы у алкогольного рынка?

- В 1996 г. все играли по своим правилам, и вы могли видеть одинаковый алкоголь в продаже по цене от 10 руб. до 100 руб. В последние два года все стало понятно. Не только производителям, но и налоговой инспекции и органам власти. Определились правила игры: кто и что должен делать, когда и какие налоги платить. После отмены субвенций, которые субъекты Федерации могли предоставлять местным производителям, все оказались в равных условиях.

- Чувствуете ли вы давление со стороны чиновников? Например, Министерство по антимонопольной политике закрыло интернет-сайт "Веды".

- Что касается МАПа, мне кажется, это такая PR-акция.

- МАПа? Или конкурентов?

- Скорее всего, МАПа. У нас было два момента с МАПом. Первый - наши рекламные щиты [воды "Вальс-бостон"]. Но мы производим воду и рекламируем ее. Привязать эту воду к [одноименной] водке, как это пытается сделать МАП, слабо реально. Потому что там черным по белому написано "вода".

Второй вопрос - это наш сайт, на котором есть изображения бутылок водки. Наши адвокаты говорят, что это не нарушает закон о рекламе, юристы МАПа придерживаются противоположной точки зрения. Тут мы пошли в арбитражный суд, чтобы он разобрался, была ли это реклама алкоголя. Если суд решит, мы заплатим штраф. Не вижу тут вообще никакой проблемы.

- С чем связан ваш интерес к рынку стеклянной тары?

- До 1998 г. рынка стеклянной тары в России практически не было вообще. Работало несколько предприятий. Их техническое оснащение было лучше, чем в советские времена, но совсем не западное. В связи с тем что песок и газ - основное сырье и ресурсы для изготовления стекла - были дешевы, после кризиса эти предприятия развились.

Новых фабрик не строилось до 2002 г. , когда было запущено, насколько я знаю, три производства, в том числе наше. Эти фабрики технически оснащены, может, не на самом современном техническом уровне, но где-то на шаг от него. Они могут производить большие объемы и довольно экономно расходовать энергоресурсы, что важно, потому что газ пошел в цене вверх. Я думаю, что через пару лет, когда цены на энергоносители у нас будут такие же, как в Европе, фабрики, у которых есть энергосберегающие технологии и которые к тому времени закрепятся на рынке, начнут выигрывать. Думаю, что через пару лет ни у кого не возникнет желания строить новые фабрики, потому что это требует больших инвестиций, а рентабельность не такая высокая, как хотелось бы.

- Какой срок возврата инвестиций по таким проектам?

- Если считать газ и электричество по сегодняшним ценам, это пять-шесть лет, если выйдем на мировые цены, будет 10 лет. При финансировании, которое дает Сбербанк, это невыгодно. Значит, должны появиться какие-то фонды. А они не пойдут ни к какой новой русской компании, а придут, скажем, с Owen-Illinois, который считается одним из крупнейших в мире производителей стеклянной тары и пока не представлен в России. А может быть, какие-то сильные холдинги разовьются, и американцам уже не будет смысла заходить на этот рынок.

- Не исключено, что западные компании будут скупать уже имеющиеся фабрики. Вы рассматриваете такой вариант?

- Нам пока рано. У нас сейчас первая фабрика, в декабре запустим вторую очередь, это будет производство порядка 600 млн бутылок в год. В мае мы начинаем точно такую же фабрику строить в Саранске. Две фабрики будут уже что-то из себя представлять.

- Фабрики ориентированы на обеспечение ваших заводов?

- Наше потребление - 20% , остальное - для заказчиков. Сейчас на кингисеппской фабрике 250% заказов. Мы уже начинаем отказывать. Пришли крупные компании, такие как Coca Cola, Kraft Foods. Причем Kraft Foods рассматривает варианты, чтобы поставлять банку на свои заграничные заводы.

- Сколько отечественного стекла сейчас на нашем рынке?

- Думаю, больше половины. Можно сравнить с положением в алкогольной промышленности. В прошлом году было около 700 заводов, каждый из них производил в среднем меньше 1% оборота алкогольных напитков. Первая десятка держит, в моем понимании, 10 - 12% рынка и все время наращивает этот процент. Для маленьких заводов условия становятся все хуже, работать им невыгодно. Оснащенность маленькая, оборотных денег мало. А все становится прозрачным, работать трудно. Поэтому процент первой десятки будет расти и дорастет, в моем понимании, до 50 - 60% в ближайшем будущем.

Я думаю, та же ситуация сложится и на стекольном рынке. Постсоветские заводы вынуждены будут либо много инвестировать в современные машины, либо закрываться. Не нужна будет больше эта кривая матрешка, которую они делают всю жизнь. А потребность в качественной стеклянной таре растет. Чуть ли не каждый день открываются новые пищевые производства. Алкогольные производители наращивают объемы. Покупать бутылку для этих огромных объемов за границей нереально, потому что дорого и потому что логистика очень тяжелая - это контейнеры, таможня. Поэтому они придут к нам.

- А как развивается ваш совместный проект с английской компанией Pilkington, которая собиралась строить завод по производству листового стекла в Подмосковье?

- Основные инвестиции предоставляет Pilkington, мы там просто партнеры, хотя тоже должны внести свою часть, потому что, если Pilkington будет инвестировать сам, зачем тогда мы? Но окончательной договоренности пока нет, переговоры не закончены.

- Почему ваша компания стала партнером инвестфонда Baring Vostok Capital Partners, который в конце 2002 г. объявил о покупке запорожского завода "Днепроспецсталь"?

- Да, совместно с ING Baring Vostok мы приобрели 60% "Днепроспецстали". Инициатором сделки была инвесткомпания, мы пошли на участие в этом проекте, поскольку видим свой финансовый интерес. Ни для кого не секрет, что рынок Украины сейчас только формируется и по развитию напоминает российский рынок четырехлетней давности. Поэтому крупные предприятия можно купить дешевле номинала. Что и привлекло туда Baring, которая пригласила нас как управляющую компанию. Мы равные партнеры, приобрели 60% на паритетных началах. Правда, на Украине есть и проблемы. В связи с подозрениями в отмывании денег закрываются экспортные квоты. "Днепроспецсталь" производит нержавеющую сталь разного качества вплоть до идеальной, так называемой нулевой. Основные покупатели - в Европе, Америке, России. Но импорт нержавеющей стали квотируется. И первая проблема, с которой мы столкнулись, - это закрытие квот на Европу и Америку. Ну Россия тоже это переживала, переживем как-нибудь. Мы сознаем, что это рискованный проект, но эти риски оправданы низкой стоимостью предприятий.

- Какова сумма сделки?

- Десятки миллионов долларов.

- У вас есть и гостиничный проект: в прошлом году вы получили под реконструкцию дом на Мытнинской набережной.

- Да, мы получили под расселение дом на Мытнинской набережной. Общежитие, которое находится там, в апреле переедет в здание, которое мы сейчас строим. В мае мы по условиям инвестиционно-тендерной комиссии получим дом. Техническое проектирование будет закончено в сентябре-октябре, после чего мы начинаем строительство, которое продлится полтора года. Гостиница будет работать под маркой Marriott. У нас уже есть протокол о намерениях с компанией Interstate, которой принадлежит франшиза. В нем оговорены условия управления, площадь номеров, расположение ресторанов, другие детали проекта.

- Вложения в отель - $50 млн. Кто предоставит деньги?

- Английские фонды, которые выделяют средства под гарантии Marriott и наших партнеров. А 40% денег будут наши, мы инвестируем в здание.

- Как вам удается привлекать западные инвестиции?

- Это первый случай, когда нам удалось привлечь финансирование с Запада. До этого мы пользовались российскими банками. Стекольное направление кредитует Сбербанк. Плюс частные инвестиции.

Ведь, выпуская алкоголь, невозможно было рассчитывать на западные инвестиции. Это для нас алкоголь прозрачен, а для западных фондов он совершенно непрозрачен.

- Но вы говорили, что у вас были голландские партнеры?

- Это были не фонды, а частные голландские инвесторы, которые сначала пошли в этот бизнес. А когда увидели поближе, решили уйти из него. В 1995 г. алкоголь - это было что-то непонятное ни налоговой инспекции, ни нам, никому.

- В 2002 г. "Веда" стала акционером ЗАО "Лето". Собираетесь развивать тепличное хозяйство или землю продавать?

- У нас есть 52% [фирмы "Лето"] - на аффилированных структурах и частных лицах. Мы получили разрешение МАПа и теперь будем переоформлять [акции] на одну из наших компаний. Есть еще два партнера - "Империя" и "Фаэтон": у них по 20% , и у трудового коллектива осталось 8%.

Мы хотим попробовать аграрное направление. Было много разговоров о том, что мы приобрели [акции "Лета"], чтобы продать землю. Мы землю всегда успеем продать. Через 10 лет она будет еще дороже.

- Но объявления о продаже земли уже появились.

- Эта позиция согласована с другими акционерами. Есть непрофильная земля, которая, естественно, "Лету" не нужна. Фирма платит за нее налоги, а доходов не получает. Это одна из причин, почему дела у "Лета" шли не так хорошо, как хотелось бы.

- На продажу выставляется примерно половина земли?

- Нет, 10 - 15%. И еще порядка 20% около шампиньонового комплекса - там нет никаких зданий. Эта земля будет продаваться под производство или жилую застройку.

- Это ведь земля сельхозназначения...

- Мы в любой момент перепрофилируем ее под любое направление, под которое надо будет. Но мы развиваем и основной бизнес фирмы "Лето". Будем выводить предприятие на какую-то рентабельность. До сих пор это были цифры, близкие к нулю.

Биография.

Рагозин Кирилл Иосифович родился 28 июля 1967 г. в Ленинграде. Окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. С 1992 по 1995 г. работал в научно-производственном предприятии "Инкос". С 1995 г. возглавляет группу компаний "Веда".

О компании.

ООО "Веда Система" образовано в 2001 г. как управляющая компания одноименного холдинга, в состав которого входят водочный завод ЗАО "Веда", фабрика стеклотары "Веда-ПАК", транспортное предприятие ООО "Веда-Экспресс" и др. Оборот ЗАО "Веда" (выпускает водку под марками "Вальс-бостон", "Матрица", "Русский размер" и др. ) в первом полугодии 2002 г. - 980 млн руб. В 2002 г. аффилированные с "Ведой" компании вошли в число акционеров тепличного хозяйства ЗАО "Лето", которому принадлежит земельный участок площадью 170 га.


Анна Щербакова
29.01.2003  Ведомости

29.01.2003



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов