Имидж - все
В бизнесе агентства Fotobank
Восемь лет назад Денис Петров привез из Британии целый чемодан слайдов - так был основан Fotobank. Сегодня в его базе данных уже 5 млн изображений. Примерно 40% фотоиллюстраций, которые мы видим в отечественных глянцевых журналах, и 60% изображений, использованных в рекламе, куплены в агентстве Fotobank, крупнейшем в России.
Зачем это нужно.
В прошлом году продажи Fotobank выросли на 60% , составив $3 млн. Но не это главное, считает 33-летний основатель агентства Денис Петров, начинавший этот бизнес со стартовым капиталом $5000. "Я не считаю для себя стимулом деньги. Хочется созидать: сегодня вот так сделать, а завтра - лучше. И очень интересно следить за этим процессом", - говорит он.
Все началось с того, что в середине 90-х Денис Петров решил издавать журнал (до этого он вместе с братом занимался межбанковскими кредитами и даже мечтал о собственном банке). Начав изучать технологию издания западной прессы, Петров обнаружил, что в российской издательской индустрии отсутствует целое звено - специализированные фотоагентства. Он решил занять пустующую нишу. Не откладывая связался с несколькими британскими фотоагентствами с предложением распространять их продукцию в России. Первыми откликнулись AllSport (спортивная фотография) и Rax (светская хроника). Взяв в качестве гарантийного взноса около $1000, эти агентства разрешили Петрову представлять их интересы в России.
Он зарегистрировал компанию, нанял первых сотрудников и начал работать. А через полтора года, попытавшись зарегистрировать марку "Фотобанк" на русском языке, получил отказ. Роспатент мотивировал это тем, что слово успело укорениться как общеупотребительное название для места хранения изображений наряду со словами "фототека", "фотоархив" и т. п. Поэтому марка Fotobank зарегистрирована лишь в латинице.
Суть бизнеса фотоагентства - в посредничестве между фотографами и потребителями (рекламными агентствами, СМИ, издательствами и т. д. ). Каждый занимается своим делом: фотограф снимает, а фотоагентство продает, лицензирует и следит за тем, как используются проданные изображения. Клиентам тоже удобно - в любой момент они могут найти и купить нужную фотографию.
Комиссия агентства может составлять от 20% до 40% от цены изображения. Цены варьируются от нескольких десятков до нескольких тысяч долларов. Если компания покупает эксклюзивные права на изображение и делает его ключевым в рекламной кампании с бюджетом в сотни тысяч долларов, то она может заплатить $15 000 - 20 000 за фотографию. "Это может быть все, что угодно, - тучки, елочка. .. " - поясняет Петров.
Первую сделку Fotobank заключил с журналом "Собеседник", купившим фотографию на обложку. Но рынок был еще не вполне готов к появлению подобного агентства. Лицензионные международные журналы, которые только начали выходить в России, брали иллюстрации из материнских издательских домов. Кроме того, среди российских СМИ считалось нормальным просто отсканировать картинку из чужого журнала. "Переговоры с клиентами были довольно сложные, - вспоминает Петров. - Многие говорили: а зачем нам это нужно? " Имидж-супермаркет.
"Потребителям нужен супермаркет, - объясняет Денис Петров, - возможность в одном месте, например на веб-сайте, выбирать из большого количества изображений". Сейчас в архиве Fotobank около 2 млн собственных изображений плюс 30 - 40 млн фотографий компаний-партнеров.
По оценкам Петрова, рынок, на котором работает Fotobank, растет в России на 40 - 50% в год. Однако теперь ему приходится конкурировать с другими агентствами. Например, журнал Vogue (издатель - Сonde Nast Int. ) начал работать с "Фотобанком" пять лет назад, а сейчас, по словам фоторедактора Яны Алексашиной, Vogue заказывает иллюстрации также у "Русской фотографической группы" (РФГ) и польского агентства East News.
Усилившаяся конкуренция заставила "Фотобанк" искать новые каналы сбыта. Одним из перспективных направлений в агентстве считают книгоиздательский рынок. Издательство "Аванта+", выпускающее иллюстрированные энциклопедии, покупает у "Фотобанка" не меньше 100 изображений в месяц. Как рассказала старший бильд-редактор издательства Алина Пущина, самостоятельно заказывать съемку фотографу дешевле, чем покупать готовое изображение, но далеко не всегда это возможно. "У нас очень широкий спектр, - говорит она, - музейные экспозиции, прикладное искусство, интерьеры. Для книги "Кулинарные традиции" мы заказывали натюрморты, изображения блюд". Но даже супермаркет с миллионами изображений не всегда может удовлетворить потребности издательства. В "Фотобанке" нет, скажем, старых фотографий советского времени, их "Аванта+" заказывает в РИА "Новости".
Появляющиеся новые агентства предлагают клиентам более низкие цены на фотографии, однако Fotobank не спешит втягиваться в ценовую войну. Петров считает, что конкурировать нужно за счет качества и скорости обслуживания. "Из "Фотобанка" мы получаем картинки в течение 15 минут - получаса. Это хороший показатель", - говорит Яна Алексашина из Vogue. В ближайшем будущем агентство планирует увеличить штат сотрудников, работающих с клиентами (сейчас их всего 12). Ускорить обслуживание помогла и автоматизация всех процессов работы с изображениями и клиентами. Затраты на автоматизацию и создание веб-сайта с системой поиска составили в общей сложности около $250 000. Технической поддержкой в "Фотобанке" занимаются пять человек.
Русское фото против глобализации.
Самую большую конкурентную угрозу составляют западные фотоагентства, считает Петров. В последнее время лидеры мирового рынка были заняты укрупнением своего бизнеса. Например, одна из крупнейших в мире Corbis Corporation в этом году приобрела права на изображения коллекции петербургского Эрмитажа (3 млн работ). А мировой лидер - агентство Getty Images неожиданно оказалось в числе партнеров Fotobank, после того как поглотило другую компанию, с которой вело переговоры о сотрудничестве российское агентство.
"Агентства, которое занимаются только тем, что представляют западные брэнды, могут быть рано или поздно ими поглощены", - говорит Петров. Он видит выход в том, чтобы развивать собственный брэнд и собственное производство фотографии.
Сейчас Fotobank работает примерно с 35 фотографами, но надеется значительно увеличить их число и со временем вывести российскую коммерческую фотографию на международный рынок. Пока же многие отечественные фотографы воспринимают Fotobank скорее как конкурента, нежели как партнера. "Они не рассматривают нас как инфраструктуру для продажи своих изображений", - говорит Петров. Кроме того, русская фотография пока что не очень коммерческая - мало кто занимается так называемой стоковой, иллюстративной фотографией, большие объемы которой продают агентства вроде "Фотобанка".
Продавцы картинок
Библиотеки фотографий и видеофрагментов - молодой бизнес и для западного рынка. Тем не менее лидирующие компании выросли очень быстро благодаря солидным инвестициям. Два крупнейших агентства (штаб-квартиры обоих расположены в Сиэтле) основаны людьми богатыми. Марк Гетти, президент и один из основателей лидера рынка - Getty Images Inc. , основал его в 1995 г. Идея Гетти была проста: скупить большое количество фотоагентств, объединить с изображениями собственного производства в единую систему, которая позволяла бы рекламным агентствам, СМИ и прочим клиентам легко отыскивать нужную картинку. За несколько лет Гетти приобрел около 40 агентств, затем сократил число полученных в результате офисов с 80 до 33, веб-сайтов - с 13 до одного, а сотрудников - с 3000 до 1800. Профинансировать столь масштабный проект предприниматель убедил своих родственников - членов клана Гетти, незадолго до того продавших семейный нефтяной бизнес, основанный дедушкой Марка, - компании Texaco за $10 млрд. Сейчас Getty Images оперирует в 50 странах, годовой оборот - $462 млн. Семейству Гетти принадлежит 28,8% в Getty Images, акции которой торгуются на бирже. Доход второго по величине в мире агентства - Corbis Corporation (основанного в 1989 г. Биллом Гейтсом и до сих пор являющегося частной компанией) - примерно вчетверо меньше.
Ольга Промптова
02.09.2003
Ведомости
|