Голубой экран "замылился"
Эфир канала "Россия"
уже наполовину заполнен сериалами. Дальше "мыла"
будет только больше
Сериалы оккупировали телеэфир. Это уже не импортные
"Рабыня Изаура" с "Санта-Барбарой",
а отечественные "бригады" и "азазели":
только за прошлый год российские кинокомпании отсняли
порядка 800 сериало-часов общей стоимостью более $50
млн. Несмотря на высокие затраты, телевизионное "мыловарение"
способно приносить большую прибыль. Для зрителя это
означает: сериалов на экране будет появляться все больше
и больше.
Сегодня производство телесериалов - одна из развитых и высокодоходных
отраслей кинобизнеса во всем мире. Снять сериал стоит недорого
(по сравнению с "большим" кино), а спрос со стороны
телеканалов постоянно растет. Для ТВ самое дорогое - эфирное
время. А сериал длиной в 150-200 серий обеспечивает бесперебойный
эфир на весь телесезон, с сентября по июнь. Телеканал "Россия"
сейчас крутит целых десять сериалов в течение дня, начиная с
трех часов дня и заканчивая тремя часами ночи (и это без учета
утренних повторов).
Зрителям сериалы нравятся: они лидируют в рейтингах. Соответственно,
затраты на их покупку каналы окупают быстро. Наиболее успешные
сериалы окупаются уже после первого показа, хотя стандартные
условия приобретения прав на показ телесериала, как правило,
подразумевают два показа в течение двух лет (при этом повтор
в течение суток считается техническим повтором, а не вторым
показом). Например, затраты на десятисерийный "Зал ожидания",
снятый в 1997 г. Дмитрием Астраханом, составили $500 000,
а его премьерный показ на ОРТ собрал более $2 млн рекламных
денег. На повторном показе осенью 1999 г. ОРТ заработал еще
около $600 000. И это при том, что сериал крутили в первый
посткризисный год, когда возможности рекламодателей резко
снизились.
Лидерами по сбору рекламных денег долгое время были импортные,
преимущественно латиноамериканские, сериалы. "Мыло"
отечественного производства было неконкурентоспособно - собственно,
до кризиса у нас сериалы только пробовали снимать. Зато после
августа-98 все изменилось.
Ментомания
Кризис 1998 г. изменил расклад сил. До него телеканалы хоть
и говорили о желании иметь качественное кино не ниже уровня
советских "многосериек", оплачивать такие проекты
не желали или не могли. Стоимость одной серии (продолжительностью
70-80 мин.) многосерийного костюмированного телефильма с натурными
съемками могла потянуть на несколько сотен тысяч долларов.
Тогда за такие деньги можно было купить более 10 серий среднего
качества импортного "мыла". Разумеется, и рекламы
можно было собрать в 10 раз больше. Например, одна минута
рекламы, размещенной в "Санта-Барбаре", приносила
РТР более $7000. Тогда как канал платил компании 20th Century
Fox за право показа на территории России $14 000 за серию.
Выгода очевидна.
Точку в конкуренции западного и отечественного сериала поставил
кризис. Платить $10 000-15 000 за серию заграничного "мыла"
телеканалы были не в состоянии. Над каналами нависла реальная
угроза лишиться качественного продукта, а значит, и аудитории,
в самом рейтинговом и дорогом эфирном времени - прайм-тайме.
Первый антикризисный ход, который сделал ОРТ, - переделал
старые советские многосерийные телефильмы "Тени исчезают
в полдень" и "Вечный зов" в формат сериалов
по 52 минуты и запустил их в прайм-тайм (прежде их показывали
днем). РТР также поставил в вечернем эфире недорогие отечественные
новинки - "Простые истины", "В зеркале Венеры"
и другие. Через некоторое время оказалось, что отечественный
продукт собирает не меньшую, а в некоторых случаях даже большую
аудиторию, чем заграничный. А телесериал "Улицы разбитых
фонарей", показанный ОРТ в январе-апреле 1999 г., с рейтингом
20 пунктов собирал почти 50% телеаудитории канала. Этот факт
окончательно убедил отечественные телеканалы в необходимости
создания собственных сериалов. Телевизионщики заболели "ментоманией".
Кто варит "мыло"
В первой половине 90-х в России появилось немало новых компаний,
ориентированных на кинопроизводство. В 1994 г. Игорь Толстунов
(см. интервью с ним на стр. 24) основал компанию "Профит",
специализирующуюся на производстве фильмов и сериалов, а через
год она вошла в структуру "Медиа-Моста" и стала
называться "НТВ-Профит". Она сняла такие сериалы,
как "День рождения Буржуя", "Ключи от смерти",
"Монах", а также полнометражные художественные фильмы
"Приходи на меня посмотреть", "Восток - Запад",
"Вор", "Ворошиловский стрелок" и др. Позже
в структуре "Медиа-Моста" появились еще две киношные
компании - "НТВ-Кино" и "Киномост". В
1992 г. на базе творческого объединения "Экран"
образовалась студия "Сериал", на счету которой известные
сериалы "Петербургские тайны", "На углу у Патриарших"
и др.
Однако ни по количеству сериало-часов, ни по количеству сериалов
новые производящие компании не могли удовлетворить потребности
телерынка. А потому сами каналы стали залезать с головой в
производство фильмов.
Начиная с 1999 г. почти одновременно сразу два федеральных
канала, ОРТ и РТР, запустили в производство собственные сериалы.
ОРТ родил продолжение советского телефильма о знатоках - "Следствие
ведут знатоки. 10 лет спустя", а также "Азазель"
по роману Бориса Акунина, "Спецназ" и "Убойную
силу". На РТР появился проект "Русский телевизионный
роман". В рамках проекта были созданы "Воровка",
"Бригада", "Маросейка, 12", "Каменская"
и другие.
Непосредственно съемками сериалов ОРТ и РТР не занимаются,
а размещают заказы производящим студиям. Но в числе продюсеров
заказываемых сериалов как правило выступают первые лица каналов.
"Убойную силу" снимала питерская студия "Момент",
а одним из продюсеров значился гендиректор ОРТ Константин
Эрнст. Продюсировал он и "Азазель", который снимала
московская "ТРИТЭ", студия Никиты Михалкова. Похожая
история - на РТР: "Бригаду" снимал продюсерский
центр "Аватар фильм" (это была первая сериальная
работа компании), а продюсировал в числе прочих теперь уже
бывший гендиректор РТР Александр Акопов. В феврале 2002 г.
он покинул канал, чтобы "сосредоточиться на реализации
нового телевизионного проекта". Этим новым проектом стала
его новая компания по производству фильмов А.Media Group.
Действительно собственное производство - от сценария до монтажа
- пока наладил только канал REN TV. В структуре телеканала
в 2000 г. появилась производящая компания "REN-Фильм".
Как говорят на канале, заняться собственным производством
заставили "чутье продюсера (генерального директора REN
TV Дмитрия Лесневского), творческий интерес и потребности
кинорынка в такой продукции". На сегодняшний день компанией
отснято порядка 25 сериалов общей продолжительностью около
200 часов. Некоторые из них после премьеры на REN TV перекочевали
и в эфир федеральных телеканалов.
Каналы СТС и ТНТ с этого телесезона тоже стали выделять на
сериалы больше денег. На СТС появилась новая рубрика "Русские
сериалы в 20:00". В рамках проекта будут идти отечественные
сериалы и "только премьерные показы", снятые специально
для СТС: "Любительница частного сыска Даша Васильева",
"Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант", "Кавалеры
Морской Звезды", "Спецназ по-русски" и др.
ТНТ на прошлой неделе начал показ сразу двух "реалити-сериалов"
(нового для нашего телевидения сериального формата, объединяющего
в себе элементы сериала и реалити-шоу) - "Саша+Маша"
и "Родня". "В отличие от многих других каналов,
мы пытаемся найти элементы полезности в развлекательном телевидении,
- говорит Роман Петренко, генеральный директор ТНТ. - Наша
интерпретация полезности читается так: показывать зрителю
непридуманное - то есть то, что тебя окружает каждый день.
В то время как все делают художественные сериалы, мы делаем
сериалы реальные".
Игорь Толстунов:
"В России производится 1000 часов сериалов, а нужно
в десять раз больше"
Отечественные телесериалы вытесняют заграничные "мыльные
оперы". О преимуществах и недостатках российского
рынка телесериалов в интервью "Фокусу" рассказал
гендиректор компании "Профит" и заместитель
гендиректора СТС Игорь Толстунов.
- Критики спорят до сих пор о том, снимали ли в СССР
сериалы. А вы как думаете?
- Существовавшее тогда Творческое объединение "Экран"
производило в год огромное количество телевизионных фильмов,
порядка двухсот часов. Частью - то, что мы называем многосерийными
телефильмами. Они так и именовались везде: и в документах,
и в программах, и среди народа - многосерийный телевизионный
художественный фильм. Это фильмы, которые предназначались
для показа только по телевизору: известные всем "Семнадцать
мгновений весны", "Место встречи изменить нельзя",
"ТАСС уполномочен заявить" и многие другие. В 70-80-е
"Экран" производил очень много таких фильмов. Понятно,
что Гостелерадио имело легкий доступ ко всем художественным
игровым фильмам, которые производились киностудиями страны
в количестве примерно 150 в год, плюс "документалки",
неигровые фильмы и т. д. Но сериалы эти были особенно любимы
зрителями. Это мы упомянули только самые-самые, а ведь были
и не такие известные, но тем не менее прошедшие по ТВ и запомнившиеся
зрителям, например "Долгая дорога в дюнах". Поэтому
на мой взгляд то, что мы сейчас называем "мини-сериал",
существовало на нашем телевидении давно.
- Давайте определимся с понятиями. Что такое "сериал",
а что - "многосерийный телевизионный фильм"?
- Сериал - это общепринятое обозначение любого многосерийного
телефильма. И киношники употреблять его избегают. Этот термин,
по их мнению, с душком. Подразумевается, что сериал - это
нечто не вполне профессиональное, нечто длинное, нечто не
для интеллигентных людей и т. д. При этом насколько я знаю,
термин "сериал" в чистом виде не используется. Мы
пользуемся несколько иными понятиями: есть "мини-сериал",
есть "драма-сериес", "теленовелла-телероман"
и есть "мыльная опера". Вот как раз "мыльную
оперу" и называют "сериалом". Лучший пример
- "Санта-Барбара", у которой количество серий уже
перевалило за 2000. "Мини-сериал" - до 10-15 серий,
"телероман" - 50 и более серий. "Мыльная опера"
отличается от "телеромана" тем, что у нее нет финала.
"Мыло" пишется и снимается таким образом, чтобы,
если будет зрительский успех, оно могло вообще никогда не
заканчиваться.
- Имеет ли значение продолжительность серий?
- Есть два базовых формата для сериалов - 52 минуты и 26.
Это связано с особенностями размещения рекламы на канале во
время трансляции сериала. Есть и другая особенность: в "мини-сериале",
как правило, серия - 52 минуты, а в "мыльной опере"
- 26 минут.
- А в современной России какая история у сериальной продукции?
- Первым российским сериалом, показанным в эфире большого
канала был, наверное, "Зал ожидания" на ОРТ.
- А как же всенародно любимые "Менты", они же
в эфире появились первыми?
- Фактически, да. Но "Менты" появились на ТНТ,
когда этот канал только создавал сеть вещания, поэтому посмотреть
его могло ограниченное количество зрителей.
- Зачем нужны сериалы на телевидении?
- Все очень просто: это выгодно. Зритель предпочитает следить
за жизнью любимых персонажей, и чем дольше этот процесс продолжается,
тем лучше всем - и каналу, и зрителю.
- А какой мотив у зрителей сериалов, на ваш взгляд?
- Смотреть сериал по телевизору или пойти в кинотеатр и там
посмотреть фильм - разные вещи. Это какую же нужно иметь мотивацию,
чтобы поднять с кресел свои телеса, одеться, выехать в кинотеатр,
купить билет... Это целая история для нормального человека,
событие в жизни, которое надо планировать. А с телевизионным
кино все намного проще: пришел домой, обул тапочки, сидишь,
пьешь чай или пиво и смотришь. Никуда тащиться вечером не
надо. Для зрителя гораздо комфортней один раз "въехать"
в какую-то историю и из нее не вылезать. Если это история
комфортная.
- И много таких "историй" производится в России?
- Сама индустрия развивается стремительно, но не может пока
обеспечить запросы рынка. Например, только Warner Bros. производит
34 разнообразных сериала, совокупный бюджет которых более
$2 млрд. У нас же в этом году в производстве находится примерно
1000 часов сериальной продукции. Это очень мало.
- Сколько же должно быть сериало-часов, чтобы не только
удовлетворить нужды наших телеканалов, но и обеспечить возможность
выбора продукции, его, если так можно сказать, конкуренцию
на внутреннем рынке?
- Возьмем начало этого телесезона. На "Первом канале"
идут два сериала, на "России" - шесть, на НТВ -
четыре. Не менее двух сериалов хотели бы иметь СТС, ТВЦ, REN
TV. Итого: 18 сериалов для шести основных телеканалов. Умножаем
это на 300 дней в году (исключая два летних месяца) и получаем,
что необходимо 5400 часов сериальной продукции в год. А чтобы
была конкуренция и возможность выбора, в идеале нужно в два
раза больше. Мы же имеем сейчас всего около 1000 часов новых
сериалов. Не забывайте при этом, что часть из них - неудачные
и будут пылиться на полках.
- И как каналы борются с этим дефицитом?
- Компенсируют повторами удачных сериалов прошлых лет, независимо
от того, на каком канале прошла премьера. Так, например, "Первый
канал" и "Россия" повторяют то, что показали
в качестве премьер на REN TV, СТС или ТВЦ. И наоборот.
- В таком случае о конкуренции среди каналов говорить
не стоит?
- Ротация продукта действительно большая. Но конкуренция
есть. Каналы борются даже за старые, но удачные сериалы. Другое
дело, что есть сериалы, которые заслужили такую "прогулку"
по каналам, и они вошли в некую обойму любимых зрителем. Они
с хорошими показателями идут на разных каналах. Например,
"Агент национальной безопасности", "Убойная
сила", "Next" и другие. А есть такие сериалы,
что на втором же показе "дохнут", но первый показ
прошли и в принципе сделали свое дело. Есть и такие, для которых
и премьерный показ оказался провальным, их мы не имеем в виду.
Качественные остаются в библиотеке. Их сейчас достаточное
количество. Пример тому - пакет фильмов, произведенных киношными
структурами Гусинского, которые недавно приобрела компания
"Гамма-фильм". С учетом недавно произведенных это
порядка 700-800 часов.
- Иными словами, индустрия сериалов у нас уже не в зачаточном
состоянии. А бразильское "мыло", демонстрировавшееся
на ЦТ конца 80-х начала 90-х, дало толчок для развития?
- Тогда, в середине 90-х, когда возникло и стало динамично
развиваться НТВ и когда создались производящие компании -
"НТВ-Профит", а потом "Кино-мост" и "НТВ-Кино",
их деятельность во многом была "заточена" на производстве
сериалов.
- Но тогда каналы не очень-то стремились вкладывать деньги
в отечественный сериальный продукт?
- Каналам было боязно переходить на новые сериалы. Всем были
понятны и любимы "Семнадцать мгновений весны", "Место
встречи изменить нельзя", но не надо забывать, что они
создавались в другую эпоху. Бюджеты этих телефильмов были
близки к бюджету художественного фильма. Я сам был директором
картины "ТАСС уполномочен заявить", и у нас бюджет
часовой серии был 200 000 руб., а бюджет художественного фильма
составлял порядка 400 000. Не такая большая разница. Сегодня
производство сериалов - это вопрос экономической эффективности:
можно вложить и миллион долларов в производство одной серии,
только кто же этот миллион вернет?
- Сейчас ситуация изменилась и каналы хотят отечественное
"мыло". Но ведь производить дороже, чем закупать
готовые иностранные сериалы?
- Это так. Производство качественного сериала каналу обходится
в $80 000 - 100 000 за серию. Можно, конечно, снять и дешевле,
но какое качество получит канал на выходе? Что же касается
спроса на отечественный продукт, то его породили не каналы,
а сами зрители. Фильмы с хорошим сюжетом и качественным воплощением
всегда будут пользоваться спросом. Хотя если и заграничный
товар хорош и отвечает требованиям зрителей, они его с удовольствием
будут смотреть.
Беседовал Валентин Анохин
24.09.2003
Русский Фокус